logo
том 2 12

Трансформация социальных ценностей студенческой молодежи

Просенко А. , руководитель ст. преп. Лагута Л.Н.

Национальная металлургическая академия Украны

Система образования в любом обществе является одним из важнейших факторов социально-экономического прогресса, приоритетным аспектом политики государства. Человек, как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и работает.От уровня образования

напрямую зависит качество трудовых ресурсов и состояние экономики в целом.

В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, все чаще говорят о кризисе образования.И независимо от специфики общества кризис образования проявляется в том, что сложившиеся системы образования не выполняют основной функции, которая заключается в формировании созидательных сил общества.

Что касается нашего общества, то можно сказать, что формирование ценностных ориентаций студенческой моложежи происходит в крайне сложной ситуации, когда происходит девальвация системы ценностей общества в целом.

Исследования показывают, что еще десятилетие назад вузовские педагоги нна первое место ставили такие качества как дисциплинированность, прилежание , ответственность. В реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность.Из перечня особо ценимых преподавателем качеств студента постепенно уходило прилежание.

Достаточно резко ситуация стала меняться п последние годы.В проводимых социологических исследованиях ожидалось , что как обычно, большинство отнесет себя к «профессионалам», «академикам», «старательным», «рационалистам». Но вдруг возникла неожиданная ситуация: около 30% опрошенных студентов отнесли себя к «середняку», типу наполненность которого во все предыдущие годы была крайне незначительной. Около 15% отнесли себя к «лентяям». И наконец, самое удивительное было то, что некоторые отнесли себя к типу, ранее никогда не заполняемому – «центровику», определяющей чертой которого является стремление6 к удовольствиям в жизни. Стало очевидно. Что на смену поколениям, ориентированным на единомыслие пришли те, кто не боится идти в ногу, иметь свое мнение и выражать его.

Такое положение определяет время. Сегодня молодые люди сталкиваются с жизненными задачами, решение которых отсутствует в опыте их родителей. Тем более нет их в содержании обучения. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно находить выход, но и обучаться умению решать новые современные задачи.