logo
том 2 12

Ф. Ницше и новая мораль

Максименко А., руководитель проф. Халапсис О.В.

Национальная металлургическая академия Украины

Учение Фридриха Ницше о "сверхчеловеке" еще при жизни философа вызывало много споров. "Сверхчеловек" придет как высший тип человека, взращенный "новой моралью". Новая мировая правящая раса должна будет господствовать на земле. Ей противопоставляется стадо людей, которое само в себе несёт инстинкт к самосохранению, реализующийся как против вырождающихся (преступников), так и против "выдающихся над толпой". Только "высшая раса" обладает чувством благородства, "аристократичностью". Этого-то как раз и недостает современным "господам" фабрикантам и торговым деятелям, сетует философ, чтобы стать господствующей силой.

На первый взгляд может показаться, что Ф. Ницше человеконенавистник и пророк расизма, но, по моему мнению, философ резко выступает против стадности и подчинения личности толпе. Необходима переоценка всех ценностей, критическая ломка и уничтожение устаревших моральных (в основном христианских) норм и замена их новыми, провозглашаемыми в учении Ницше. Мораль - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека". Ницше критикует всю философию, начиная с Сократа, а присущий ей рационализм, идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. Саму философию Ницше считает ценностным мышлением, причем вопрос о ценности для него важнее вопроса об истинности познания.

Ницше ввел в философию понятие нигилизм – высшие ценности теряют свою ценность. Как это происходит? Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины. С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценностей всех вещей, “он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность”. И вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Нигилизм “слабых” - это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм “сильных” - это путь абсолютного авторства – создание новой морали, нового человека.

Переоценка ценностей предполагает переход от любви к ближнему к любви к “дальнему”. Любовь к “дальнему” - это любовь творческая, это не смягчение текущих проявлений зла, а изменение самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается презрением, отчуждением ближнего. Это любовь к “идее” человека, к человеку, каким он может быть. В программу “переоценки” входит и пересмотр человеческого счастья. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Имморализм - это отрицание не морали, это повышение ответственности человека за самого себя и за все человечество. Я согласна с таким мнением Ф. Ницше. Ведь ценности меняются с каждым поколением. «Нет истины, нет морали, нет Бога», - скорее всего так оно и есть, ведь у каждого есть своё понимание этих ценностей и они зачастую расходятся, а если люди не могут сойтись на едином мнении, то возможно, этих ценностей на самом деле не существует.