logo search
том 2 12

Разработка режима термической обработки высокопрочных локомотивных бандажей и выпуск опытной партии изделий

Хулин А.Н., руководитель д.т.н. Узлов И.Г.

Институт черной металлургии им. З. И. Некрасова НАН Украины

В последние годы на железных дорогах «Укрзалізниці» остро встала проблема повышенного износа бандажей колёс локомотивов. Для увеличения ресурса этих изделий сотрудниками ИЧМ НАНУ и ОАО «ИНТЕРПАЙП НТЗ» были разработаны ТУ У 35.2-23365425-641:2009, которые предусматривают производство бандажей с повышенными прочностными характеристиками, в частности требования к твердости составляют «не менее 320 НВ».

В задачи исследований входило разработать технологию термообработки бандажей, которая обеспечивала бы с одной стороны высокий комплекс механических свойств, удовлетворяющий требования ТУ, с другой- обеспечила сохранение невысокой твердости изделий в области внутреннего диаметра, для насадки бандажей на колёсные центры без трещинообразования. В результате проведеных работ по опробованию различных закалочных устройств для термического упрочнения и режимов термообработки установлено, что для успешного достижения поставленных двух задач оптимальным после аустенитизации является ускоренное охлаждение бандажей в течение 180 сек. на вертикальной закалочной машине и последующий отпуск при 520°С.

Разработання технология термической обработки высокопрочных локомотивных бандажей в сочетании с применением микролегированной ванадием стали марки Т обеспечивает повышенные прочностные свойства бандажей (НВ≥320) и в то же время гарантирует сохранение невысокой твердости изделий в области внутреннего диаметра, для насадки бандажей на колёсные центры без трещинообразования. В промышленных условиях ОАО «ИНТЕРПАЙП НТЗ» выпущена опытная партия высокопрочных локомотивных бандажей Ø 1060 мм из микролегированной стали марки «Т» по ТУ У 35.2-23365425-641:2009 для дальнейших эксплуатационных испытаний.