logo search
том 2 12

Способ уменьшения динамических нагрузок в главной линии универсальной черновой клети ншс.

Коренной В. В., руководитель академик НАНУ Большаков В. И.

Институт черной металлургии им. З. И. Некрасова НАН Украины

Исследованиями установлено, что основной причиной больших динамических нагрузок при захвате металла являются угловые зазоры в линиях приводов прокатных валков. Известен способ горячей прокатки полосы, в котором с целью предварительной выборки (закрытия) зазоров в главной линии клети передний конец полосы отгибают на выходе из вертикальных валков в вертикальной плоскости от линии прокатки с помощью вспомогательного устройства. В таком положении полоса входит в контакт с верхним горизонтальным валком вне пределов очага деформации. После захвата металла усилие отгиба «снимают». Торможение верхнего рабочего валка происходит под действием сил трения переднего конца полосы о валок. На основании этого способа разработан новый способ закрытия угловых зазоров без использования вспомогательного устройства.

Суть способа (также как и в известном) состоит в подтормаживании рабочих валков подходящей полосой перед ее захватом в горизонтальной клети. Для этого валками вертикальной клети (установленной перед горизонтальной клетью) формируется на переднем участке полосы, путем его изгиба на длине до 2000 мм, симметричный поперечный короб, высотой в 3-4 толщины полосы. Осуществляется изгиб полосы за счет установки определенного раствора вертикальных валков, величина которого меньше ширины полосы. Способ целесообразно использовать в черновой универсальной клети, перед которой толщина полос 30…35 мм. Перед захватом полоса средней (выпуклой) частью короба касается бочки одного рабочего валка, боковые грани короба (изогнутые в противоположную сторону) касаются бочки другого рабочего валка. Угол касания валков в этих точках больше в 2…3 раза угла захвата при прокатке. До начала заполнения очага деформации полоса пройдет расстояние, равное ~100 мм за 0,1…0,2 с, а угол поворота валка составит ~0,6 рад. Рабочие валки вначале тормозятся за счет момента сил трения о полосу, затем за счет действия момента сил сопротивления, необходимого для пластического выравнивания изогнутого переднего края. Вертикальные валки клети создают усилие подпора, достаточное для надежного захвата полосы горизонтальными валками. Захват полосы происходит при закрытых угловых зазорах в шарнирах верхнего и нижнего шпинделей. После захвата процесс изгиба полосы прекращается (вертикальные валки разводятся) и процесс прокатки происходит по обычной технологии. Способ прост в реализации, не требует установки дополнительного оборудования. По предварительной оценке на компьютерной модели использование способа уменьшит динамические нагрузки в клети при захвате на 35-50%.