logo search
том 2 12

Гендерные стереотипы: «за» и «против»

Шмат Я., руководитель асс. Шаталович И.В.

Национальная металлургическая академия Украины

Мы все знаем, что мужчина должен приглашать на свидание, дарить цветы и признаваться в любви. Женщина – краснеть, стесняться, плакать от счастья и тому подобное? А если наоборот? Пусть дама дарит цветы, а её кавалер стесняется. Нет, это невозможно! Так думает большинство. Почему? Во всём виноваты гендерные стереотипы – представления о нормах поведения женщин и мужчин.

Гендерные стереотипы – это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.

Неоднократно психологи проводили исследования гендерных стереотипов. Они, как и любые общественные мнения, постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения:

Мужчины – сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти, выполняют функции кормильца семьи. Во всех сферах деятельности они стремятся к лидерству. Мужчины логичны и объективны, свободны и активны. Они любят заниматься спортом, всегда стремятся к успеху, честолюбивы.

Женщины – слабые создания, не склонные к занятиям спортом, зато очень обеспокоены своей внешностью и очень боятся старости. Женщины добродетельны и эмоциональны, нежны и легкомысленны. Несмотря на это, они обладают очень тонкой интуицией. Женщины уступчивы, зависимы. В большей мере, чем мужчины, они нуждаются в защите. Женщины в большинстве своём робкие, пассивные, застенчивые.

Сейчас учёные отмечают, что тенденция к подобным стереотипам в обществе ослабляется. Психологические исследования доказали, что не существует «мужского» и «женского» типа личности. И в науку, и в сознание современных людей всё больше проникает понимание того, что стереотипы не являются природными, а создаются обществом и функционируют в обществе.

Яркий пример, который иллюстрирует гендерные стереотипы. Девушкам-студенткам предложили ознакомиться с научными статьями. Они должны были оценить работы с точки зрения осведомлённости автора, его профессиональной компетентности, стиля изложения материала. Одни студентки получили статьи, подписанные авторами-мужчинами, другие – те же статьи, но с женскими подписями. Студентки выше оценивали статьи, которые написали мужчины. Стереотипы, таким образом, привели к тому, что оценка интеллектуального труда женщин была занижена.

Большинство людей не считают представления о женственности и мужественности чем-то из ряда вон выходящим. Стереотипы складывались веками, они имеют под собой прочное историческое основание, и при этом не являются какой-то постоянной величиной. Стереотипы, как и всё остальное в мире, претерпевают изменения. И в этом нет ничего плохого. Ведь родители учат детей честности, искренности, стараются привить им чувства сострадания и милосердия. Просто потому, что так нужно. И никто не сомневается в правильности этого решения.