logo search
том 2 12

О нравственном сознании в украине.

Лошко А.С., руководитель доц. Амельченко А.Е.

Национальная металлургическая академия Украны

Многие ученые сегодня говорят, что непомерной социальной ценой, которую пришлось заплатить за экономические реформы в Украине, стало пренебрежение нравственно-психологическим миром человека, интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социальной жизни людей.

Они связывают происходящее в современной Украине с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание?. Он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы. Что и произошло в нашей стране в.1990-е годы. Среди основных причин «испарения моральности» в пореформенной Украине обычно отмечаются следующие.

- Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, как показывает история и опыт других стран, неизбежно сопутствующее радикальным реформам и характерное для «турбулентных», изменяющихся обществ.

- Аморальность государства и политической системы. Морально-этический дефицит едва ли не во всех уровнях государственной власти, среди политических деятелей, отдельной части интеллигенции.

- Нравственные качества реформаторов. Многие из которых были рекрутированы в «демократы» из партийных и комсомольских работников, трансформировали ресурс административной власти в доступ к собственности, а также из деятелей теневой экономики и свою личную безнравственность обобщили в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.

- Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного украинского бизнеса: а) подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и

- Распространение в начале 1990-х гг.различных иделогем: 1)«Можно все, что не запрещено законом», 2) «Главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, решение давней славянской альтернативы «По совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям».

- Распространившееся в начале реформ псевдолиберальное, основанное на «доктрине вульгарного либерализма» понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, охотно ассимилированное некоторыми слоями нашего общества.