8.2 Системы то и принципы их выбора.
Под системой ТО понимается комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативной документации. Существующие в настоящие время системы ТО можно свести к трем основным видам:
- календарному;
- по наработке;
- смешанному (комбинированному).
Календарная система предусматривает проведение ТО через определенные календарные промежутки времени (день, наделяя, месяц, полугодие, год и т.д.). Календарная система наиболее приемлема для организации ТО вооружения, отказы которого происходят в основном из-за старения материалов, т.е. на объект, находящихся на хранение или на дежурстве.
Достоинством календарной системы является простота планирования ТО даже на большие промежутки времени эксплуатации объектов.
Система ТО по наработке предусматривает проведение обслуживания после определенного количества циклов наработки или километров пробега независимо от времени, в течение которого эта наработка будет иметь месть. Данная система наиболее приемлема для объектов, находящихся значительную часть времени в рабочем состоянии. Недостатком ее является то, что планирование такого обслуживания затруднено, поскольку не всегда представляется возможным заранее установить момент времени, когда заданная величина наработки будет достигнута.
В настоящие время наибольшее распространение находит смешанная система, предусматривающая обслуживание как через определенные календарные промежутки времени, так и с учетом наработки объектов (например, ТО перед работой, после работы, в пути и т.д.).
Однако в большинстве своем объекты, находящиеся в эксплуатации, часть времени работают, а остальное время находятся в режиме хранения или дежурства. Для обоснованного выбора системы ТО в этом случае требуется применение количественных методов определения.
Один из таких методов основан на сравнении удельного влияния времени работы и времени хранения (дежурства) на изменение вероятности работоспособного состояния объекта за определенный период эксплуатации . Пусть, известны суммарные времена работы объектови храненияв течение определенного промежутка эксплуатации, а также интенсивности отказов объектов при работеи хранение. Поскольку рассматриваемая задача решается применительно к нормальному периоду эксплуатации объектов, интенсивность отказовиможно считать постоянными во времени, т.е.и
Для любого календарного промежутка эксплуатации справедливо соотношение
(8.1) |
Определим математическое ожидание числа отказов за время :
(8.2) |
или
(8.3) |
В качестве критерия для обоснования системы ТО можно выбрать отношение среднего числа отказов при работе к среднему числу отказов при хранении, т.е.
(8.4) |
Если , то в равной степени может быть выбрана как календарная система, так и система ТО по наработке. Очевидно, предпочтение в этом случае следует отдать календарной системе, как более удобной для планирования ТО. Если же
(8.5) |
или
(8.6) |
то выбирается система по наработке или календарная система соотвественно.
Пример. Пусть промышленная персональная ЭВМ (ППЭВМ), находится в режиме 2 ч в месяц. Интенсивности отказов ее при работе и хранение соответственно равны
и
Необходимо выбрать рациональную систему ТО на 1 год.
Решение. За период эксплуатации, равный одному году ППЭВМ наработает ч, и будет находиться на хранении в течение временич. По формуле (8.2) будет
Поскольку следует выбрать календарную систему обслуживания.
Изменим несколько условия задачи. Предположим, что ПВЭВМ ежедневно находится в режиме работы в течении 6 ч. Тогда
ч. ч.
Следовательно в этом случае, для ППЭВМ необходимо ТО проводить в зависимости от наработки.
В заключение следует отметить, что не практике не всегда удается реализовать рациональную систему ТО для каждого из элементов объекта. Это обусловлено тем, что каждый объект состоит из большого числа элементов, каждый из которых имеет свою интенсивность отказов, каждый из которых имеет свою интенсивность отказов, причем интенсивности отказов отдельных элементов могут отличаться друг от друга более чем на порядок. Кроме того, периоды работы и хранения элементов объекты, а это может привести к существенному снижению вероятности застать такой объект в режиме дежурства. Поэтому система обслуживания объектов выбирается применительно к наиболее ответственным элемента объектов.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.