logo
Пособие 5

Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности

Цели и задачи информационного обеспечения. Информационное обеспе­чение составляет совокупность всех видов информации по эффективности, качеству и надежности, а также методы и средства сбора, накопления, обработки, анализа и передачи этой ин­формации.

Необходимость в полноте, достовер­ности и оперативности информации возрастает пропорционально росту слож­ности разрабатываемых комплексов.

На всех стадиях жизненного цикла комплекса эта информация должна позволять оценивать эффективность, ка­чество и надежность объектов и комплекса в целом, состояние процессов создания и применения техники, раз­рабатывать и принимать обоснованные управляющие и корректирующие меры.

В состав информационного обеспечения входят:

Информационное обеспечение эффективности, качества и надежности является неотъемлемой составной частью информационного обеспечения управления народным хозяйством. Его разрабатывают, внедряют и совершенствуют на уровне государствен­ных, правительственных органов, на отраслевом и межотраслевом уровнях, на уровне предприятий.

Информационное обеспечение упра­вления качеством и надежностью техники регламентировано рядом го­сударственных стандартов, руководя­щих и методических документов. На межотраслевом, отраслевом уровнях и уровне предприятий информационное обеспечение определяется отраслевыми стандартами или стандартами пред­приятий.

Виды информационного обеспечения.Вся информация по эффективности и надежности на различных уровнях ее использования может быть классифицирована по следующим видам:

Нормативными значениями показа­телей эффективности и надежности являются обоснованные и запланиро­ванные (заданные в ТЗ) значения показателей или значения, соответ­ствующие требованиям нормативно-технической документации.

Оценки этих показателей на различ­ных стадиях создания и применения комплексов и их объектов получают либо расчетным путем, либо непосредствен­ными измерениями, либо расчетно-экспериментальным способом.

Информацию о мешающих факторах, проблемах обеспечения и располагаемых ресурсах получают от всех пред­приятий и организаций, составляю­щих кооперацию разработчиков-изго­товителей и потребителей продукции.

Управляющая информация — это информация о разрабатываемых, планируемых и реализуемых мероприя­тиях по обеспечению эффективности и надежности.

Отчетная информация позволяет оце­нить степень выполнения запланированных мероприятий по обеспечению требуемых показателей эффективностии надежности.

Источники и потребители информа­ции. Источниками информации являются предприятия и организации,отдельные подразделения, должностные лица и исполнители, использую­щие ее для решения задач обеспечения эффективности и надежности. Между источниками и потребителями инфор­мации существуют сложные много­уровневые и многоэтапные прямые и обратные информационные связи. Например, руководитель предприя­тия или главный конструктор объекта является потребителем информации для решения задач обеспечения эф­фективности и надежности в пределах отпущенных ему прав, обязанностей и располагаемых ресурсов. В то же время он является источником информации для руководства соответствую­щей отрасли, предприятий-головных разработчиков комплекса, предприятий-изготовителей и потребителей.

Выбор источников и потребителей информации обусловлен структурой кооперации предприятий и организа­ций, участвующих в создании и применении комплекса, структурой каждого предприятия или организации, осо­бенностями разработки комплекса, эта­пов или стадий работ.

По каждому виду информации фор­мируется группа источников и потребителей информации. Потребителями управляющей информации являются соответствующие исполнители, потре­бителями информации о мешающих факторах, располагаемых активных средствах и способах их использова­ния, отчетной информации являются руководители различных уровней, от­ветственные за принятие решений.

Носителями информации в процессе создания и применения комплекса является вся плановая, проектная, кон­структорская, технологическая, от­четная и нормативно-техническая до­кументация, информация о создании и применении объектов-аналогов и про­тотипов.

С целью повышения оперативности составления, учета, анализа, хранения и использования информации раз­рабатывают также специальные формы учетной документации (карты техни­ческого уровня и качества продукции, сертификаты качества, акты испыта­ний, журналы и бланки учета резуль­татов контроля, оперативные сообще­ния об отказах и неисправностях, о нарушениях нормального хода раз­работки объектов, карты учета отказов и неисправностей в производстве и при испытаниях, рекламационные и тех­нические акты).

В условиях автоматизированной си­стемы управления разработкой и про­изводством используют различные технические носители информации.

Для автоматизированной обработки и отображения этой информации ис­пользуют вычислительные средства: ЭВМ, ПК, различные вычислительные сети, специализированные информационно-поисковые системы, а также программно- , образующее основу информационной поддержки жизненного цикла комплексов и их объектов.

Целесообразность разработки и применения автоматизированных информационных комплексов зависит от объема требуемой оперативности обработки информации.

Структура информационных документов.Совокупность информационных документов по эффективности, качеству и надежности условно можно разделить на следующие группы.

Первая группа. Информационные документы, используемые для обоснования и разработки технического задания и технических предложений на комплекс, его составные части и объекты. К их числу относят документы, содержащие:

Выходными документами этой груп­пы являются техническое задание и технические предложения, а также проекты программных документов по обеспечению надежности и директивных документов на создание комплекса.

Вторая группа. Информационные документы, используемые при разработке эскизного проекта, автономной и комплексной эксперименталь­ной отработке, корректировке рабочей документации. К их числу относят:

Выходными документами этой группы являются эскизные и техни­ческие проекты, программные доку­менты по обеспечению надежности, отчеты о результатах автономных и комплексных испытаний, комплект ра­бочей документации, откорректиро­ванный по результатам испытаний.

Третья группа. Информационные документы, используемые при разра­ботке и реализации программ государ­ственных испытаний комплекса:

Выходными документами являются отчеты государственной комиссии о выполнении программ испытаний.

Четвертая группа. Информацион­ные документы, используемые в про­цессе серийного производства и экс­плуатации объектов:

сведения об исследовании причин отказов и неисправностей в произ­водстве и эксплуатации и принятых мерах по их предотвращению в буду­щем;

Выходными документами этого уровня являются:

Каждый информационный документ рекомендуется выполнять по специальной форме, позволяющей произ­водить автоматизированный учет, обработку, хранение и выдачу необходи­мой информации с помощью ЭВМ или счетно-аналитическихустройств.ЭВМ желательно применять, когдаимеются значительные потоки инфор­мационных сведений.

В каждой отрасли и на предприя­тиях вырабатывают типовые формы информационных документов, отра­жающие особенности разработки, производства, контроля и эксплуатации перспективных объектов.

Подразделения надежности и другие на предприятиях решают задачи автоматизации обработки и доведения до потребителя необходимой информа­ции с использованием ЭВМ.

По результатам эксплуатации и при­менения комплексов на основе полученной информации о качестве и надежности объектов подразделения исследования эффективности уточняют модели и оценивают эффективность применения всей совокупности комплексов или техниче­скую эффективность функционирова­ния единичного комплекса или экономи­ческую эффективность создания и при­менения объектов и используют полу­ченные результаты в последующих этапах.