4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
Данный подход применим при оценке показаний надежности ОТС и ее элементов на этапе проектирования. При этом представляется возможным учитывать различные факторы, определяющие, по мнению экспертов, степень их влияния на показатели надежности, определять наивыгоднейшие сочетания управляемых факторов для оценки и пересмотра структур ОТС с учетом информации, полученной в ходе испытаний и эксплуатации.
Практическим препятствием для применения данного подхода является ограниченность знаний экспертов и скудность сведений о факторах и новых ОТС.
Процедура факторно-аналоговой оценки включает следующие этапы:
Составление перечня факторов, определяющих, по мнению экспертов, значения рассматриваемых показателей. В перечне этих факторов включается все те, которые выявлены в ходе эксплуатации прототипа или предшественника.
Определение верхних и нижних оценок параметров, характеризующих воздействия перечисленных факторов. Качественное влияние факторов, не поддающихся измерению, оцениваются просто +1, -1 или 0, что отвечает верхнему, нижнему и среднему уровням.
Ранжирование факторов, заключающееся в определении из них наиболее важных с точки зрения экспертов.
Составление плана факторного эксперимента, обработка результатов которого дает возможность вычисления коэффициентов уравнения регрессия:
,
где y – прогнозируемый показатель; х1, х2, … , хm – значения факторов; b0 – среднее значение оцениваемого показателя; b1 , b2 , …, bm– коэффициенты; m – число учитываемых факторов.
Количество экспериментов связано с числом m факторов. При росте m число экспериментов возрастает.
Планы экспериментов должны быть оптимальными. В литературе приводятся примеры оптимальных планов для различного числа факторов (Налимов В.В. Теория экспериментов.М.:1971.-207с.) [12, 14].
Проведение запланированных экспериментов осуществляется мысленно на этапе проектирования. Мысленный эксперимент предполагает, что эксперты, рассматривая сочетания различных факторов, могут давать оценки показателей yi, отличаются от оценок, даваемых ими в случае другого сочетания факторов, то есть в другом опыте.
Обрабатывая результаты эксперимента, получают значения коэффициентов b0 и bi (см. п.4), проверяют их значимость (по критерию Стьюдента) [2,5,14,22] и затем на их основе составляют уравнения регрессии (см. п.4) и дают оценки показателей для предполагаемых вариантов ОТС.
Полученное уравнение регрессии для данного элемента ОТС позволяет оценить влияния факторов, отбросить незначимые и рекомендовать меры по совершенствованию (доработке) элемента ОТС в сторону улучшения показателя y, если полученная оценка хуже заданной или достигнутой в аналогах.
Указанная выше процедура существенно упрощается применительно к трёхфакторному эксперименту.
Пример. Необходимо оценить влияние на срок службы комплекса летательного аппарата (см. рис 1.1) трех факторов:
Х1– атмосферные условия: х1 = +1 – благоприятные, х1=0 – средние, х1=-1 – неблагоприятные;
Х2– культура эксплуатации (пользования): х2=+1 высокий уровень, х2 =0 – средний уровень; х2=-1 – низкий уровень;
Х3 – моральный износ: х3=+1 – комплекс находится на уровне мировых образцов или превосходит их, х3=-1 - комплекс отстает от мировых образцов, х3=0 –по каким-либо причинам уровень комплекса не установлен.
Согласно нормативным документам срок службы данного комплекса определен в 20 лет. В первом опыте можно считать, что неблагоприятные атмосферные условия и низкая культура эксплуатации снижают сроки службы, а соответствие комплекса ЛА мировым образцам откладывает его списание на некоторый срок. Экспертная оценка в этом случае дается равной 7 годам.
Во втором эксперименте считается, что благоприятные атмосферные условия компенсируется низкую культуру эксплуатации. Тогда срок службы будет определяться моральным старением. Экспертная оценка срока службы в этом случае принимается равной 8 годам.
В третьем опыте находят из того, что высокая культура эксплуатации противостоит неблагоприятным атмосферным условиям. С другой стороны, морально устаревшие объекты и элементы подлежат замене в первую очередь на тех комплексах ЛА, где есть опасность возникновения аварий из-за технического несовершенства. Экспертная оценка срока службы в этом случае составит 8 лет.
В четвертом случае благоприятное сочетание факторов ведет к увеличенного срока службы. По мнению экспертов, это увеличение вряд ли может превзойти установленный срок службы более чем в два раза. Тогда оценка будет равна 40 годам.
Результат указанного эксперимента сведен в таблицу 4.1
Таблица 4.1 – Таблица факторного эксперимента при трех фактах.
Ответ | Х1 | Х2 | Х3 | Тсл |
1 | -1 | -1 | +1 | 7 |
2 | +1 | -1 | -1 | 10 |
3 | -1 | +1 | -1 | 8 |
4 | +1 | +1 | +1 | 40 |
Уравнение регрессии, полученное по результатам обработки рассмотренных выше мысленных экспериментов, имеет вид
(4.27)
Анализ полученного уравнения (4.27) показывает, что срок службы, равный 20 годам достигает только при благоприятном сочетании факторов.
Веса рассматриваемых факторов примерно одинаковы и соответствуют примерно 50% от основного уровня, что указывает на их высокую значимость. Поэтому достаточно хотя бы на 20% превысить средний уровень по каждому фактору, чтобы обеспечить заданный срок службы.
Таким образом, анализ выделенных факторов по предложенной процедуре позволяет объективно подойти к оценке возможности комплекса ЛА в отношении последнего показателя (4.27), используя мнения отдельных экспертов или групп проектировщиков.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.