1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
В общем случае под системой понимается целостное множество объектов, связанных между собой взаимными отношениями. Главный признак системы – ее целостность [2-18]. Система характеризуется структурой и функцией.
Исходя из этого, системой можно считать упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих единое целое, которое вследствие этого обладает свойствами, отсутствующими у образующих ее элементов.
Среди систем различают технические системы, которые функционируют без участия человека, а также человеко-машинные или антропотехнические системы, в которых человек выполняет роль оператора, непосредственно связанного с техникой (например: летчик – самолет, диспетчер – пульт управления). Вместе с тем, современные технические комплексы непрерывно усложняются, приобретают многоуровневую иерархическую структуру (см. рис. 1.1). Каждому уровню сложного технического комплекса для приведения его в действие и обеспечения функционирования соответствует определенная функция человека (группы людей), определяемая задачей, которую он решает с помощью данного технического комплекса. Следует отметить, что часто употребляемые выражения типа «техническое устройство решает задачу», например, «самолет решает задачу» и т.д. иногда представляются несостоятельными, поскольку не учитывают функции человека. Поэтому на современном этапе развития теории надежности систему (комплекс) ЛА можно представить рядом иерархических уровней, представленных на рис.1.1. Подобная структура характерна для различных объектов ракетно-космической техники (РКТ). В настоящее время обычно выделяют пять таких уровней [8,9,11 – 13].
Рис.1.1 - Структура системы (комплекса) летательного аппарата
К первому уровню относят саму систему в целом или отдельный комплекс системы, включающие следующие составные части (входящие в состав второго уровня): один или группу ЛА, комплекты наземного оборудования, измерительно-вычислительный комплекс, наземные сооружения и технические системы и т.д., необходимые для обслуживания, подготовки и проведения полетов (запусков) ЛА. На третьем уровне располагают основные элементы, представляющие системы и объекты составных частей комплекса. Основные элементы могут проектировать и отрабатывать специализированные фирмы. Так, ЛА обычно разбивают на следующие основные элементы: корпус, двигательные установки, систему управления, полезную нагрузку. К четвертому уровню относят составляющие элементы, то есть объекты, узлы, приборы, стойки, различные пневмогидравлические системы и т.д., формирующие основные элементы. Наконец, на пятом уровне располагают комплектующие элементы, то есть входящие в составляющие элементы, детали и отдельные мелкие сборки, характеристики (показатели) надежности которых известны или достаточно просто могут быть установлены [11-15].
Отсюда следует, что для получения оценок надёжности комплектующих и составляющих элементов ЛА (летательного аппарата), в виду достаточно большого их числа можно воспользоваться известными статистическими методами [2-5,14-23]. Однако применение этих методов для малосерийных и уникальных элементов, каковыми являются составные части комплекса и основные элементы ЛА, становится весьма затруднительным и почти невозможным. Поэтому в настоящем пособии большое внимание уделено методам получения информации на различных этапах жизненного цикла ЛА с целью получения достаточно достоверной оценки показателей надежности ЛА.
Таким образом, в основе взаимодействия людей и техники в процессе ее эксплуатации и применения лежит понятие системы «человек – машина» (СЧМ). Понятие СЧМ в этом случае относиться как к системе, в которой один человек управляет одной машиной, так и к системам, содержащим другие сочетания людей и «машин» («группа людей – группа машин», «группа людей – одна машина» и т. д.). Под термином «машина» здесь понимается любое оборудование, с помощью которого человек достигает заданную цель. Понятие «человек» в СЧМ в равной степени охватывает как человека, выполняющего физическую работу, так и человека, контролирующего ход автоматизированного процесса. В общем случае роль и поведение человека в СЧМ определяется целью, поставленную перед системой и возложенной на него ответственностью за ход процесса. Поэтому человек является важнейшим звеном СЧМ, что ставит вопрос об организации человеческой (управленческой) деятельности в ОТС по обеспечению надежности как самих ОТС, так и их элементов с учетом их сложности (рис. 1.1).
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.