Раздел 15. Управление надежностью
В настоящее время в развитии техники почти нет неразрешимых проблем, связанных с инженерной реализацией замысла.
Однако вот уже более трех десятилетий, как в нашей стране, так и за рубежом широко проводится до сих пор не увенчавшаяся полным успехом настойчивая научная и практическая работа по преодолению «барьера ненадежности» сложных технических устройств. Оказалось, что проблема получения требуемых характеристик надежности на стадии создания технических устройств весьма сложна. Не менее трудной является и задача поддержания обеспеченного предприятием-изготовителем уровня безотказности работы устройств в процессе эксплуатации, в частности задача обоснования, назначения и выполнения за располагаемое или заданное время комплекса мероприятий по их техническому обслуживанию [1-22].
Повышение и поддержание надежности в значительной степени определяется совершенством методов и системы управления надежностью.
Управлять надежностью – это значить тем или иным способом влиять на значения характеристик надежности технических устройств на различных этапах их жизненного цикла.
В эксплуатируемых устройствах с течением времени работы или календарной продолжительности эксплуатации происходит процесс изменения надежности. Он заключается в возрастании при увеличениичисла накапливающихся повреждений, структурных ухудшений, разрегулировок и т.п., а отсюда – отказавших элементов и устройств в целом.
Увеличение интенсивности отказов мелких комплектующих и составляющих элементов сложных технических устройств [1-20] происходит, в основном, из-за их старения и изнашивания, накапливающихся повреждений, а крупных элементов и устройств в целом – как из-за старения и изнашивания, так и из-за их разрегулировок, а также накапливающихся отказов, повреждений составляющих их элементов, утраты избыточных функций. При этом общая интенсивность отказов технических устройств, наряду с указанной возрастающей составляющей, которая называется интенсивностью постепенных отказов, имеет вторую, в общем случае неизменную по времени составляющую – интенсивность внезапных отказов основных нерезервированных элементов и резервированных узлов в целом.
Можно управлять общим количеством отказов в данной выборке как объектов, так и их элементов не только выбором более или менее надежных элементов и резервированной схемы или конструкции при создании этих объектов, но и на стадии их эксплуатации. Во-первых, на это направлено выявление эксплуатационным контролем отказавших элементов и устройств в целом и их последующее восстановление, т.е., в конечном счете, перевод отказавших объектов в разряд исправных. Благодаря этому увеличиваются вероятность их безотказной работы перед началом нового применения или нестационарный и стационарный коэффициенты готовности как перед началом, так и в процессе применения. Во-вторых, в процессе эксплуатации можно также уменьшать интенсивность постепенных отказов регулировкой и настройкой разрегулированных узлов перед началом очередного применения. Такие отказы являются неисправностями (предпосылками к отказам) объектов в целом. Уменьшением периодов между моментами контроля и увеличением его полноты обеспечивается уменьшение средней величины общей интенсивности отказов эксплуатируемых устройств. Кроме того, среднеинтегральной интенсивностью постепенных, а также и внезапных отказов можно управлять путем профилактических замен некоторых элементов и материалов, подверженных повышенному изнашиванию, старению, расходованию, повреждениям. Управление интенсивностью внезапных отказов, а в некоторых случаях и постепенных отказов осуществляется путем доработки эксплуатируемых устройств, заключающейся в замене выявленных в процессе применения ненадежных элементов, узлов и блоков на более надежные.
Во всех рассматриваемых вариантах управления в конечном счете осуществляется улучшение эксплуатационных значений тех или иных характеристик (показателей) надежности. При этом, чем больше улучшены характеристики надежности, тем выше, при прочих равных условиях, эффективность применения данных объектов. Однако иногда по объективным причинам не удается достичь требуемых высоких значений некоторых характеристик (показателей) надежности. В этих случаях при невозможности дальнейшего улучшения какой-либо одной из характеристик надежности, эффективность выполнения практических задач может быть повышена благодаря возможному улучшению другой, а это еще одно направление управления надежностью. В общем случае оно заключается в обосновании бинарных групп взаимно дополняющих друг друга характеристик надежности.
Итак, можно выделить три направления в управлении надежностью технических устройств.
Уменьшение интенсивности отказов :
выявлением (путем контроля) и устранением (путем ремонта, регулировок и настроек) предпосылок к отказам;
профилактическими заменами элементов перед наступлением их старения (изнашивания) или перед выполнением ответственного задания.
Улучшение ремонтопригодности, в частности, уменьшение среднего времени восстановления при невозможности в дальнейшем увеличивать среднее время безотказной работы.
Увеличение результирующей вероятности безотказной работы и нестационарного коэффициента готовности:
восстановлением отказавших устройств и переводом их в подмножество исправных;
устранением предпосылок к отказам, т.е. уменьшением .
Управление надежностью, связанное только с улучшением ее характеристик, не может осуществляться беспредельно вследствие чрезмерного возрастания затрат на обеспечение очень высоких значений характеристик надежности. Кроме того, при увеличении надежности, при прочих равных условиях, возрастает масса и стоимость создаваемых объектов и их элементов. Поэтому на практике, исходя из экономического или другого критерия, например критерия готовности, определяется область оптимальных эксплуатационных значений характеристик надежности. В этой области затраты на повышение надежности должны объективно соответствовать степени важности выполняемых с помощью данного устройства задач. Другими словами, затраты на повышение надежности пропорциональны цене отказа.
Количественное определение такой области, объективно существующей на практике, является одной из основных задач науки об управлении надежностью. В найденной оптимальной области поддерживаются на требуемом уровне (стабилизируются) текущие эксплуатационные значения характеристик надежности путем выполнения на эксплуатируемых устройствах плановых профилактических работ.
Осуществляемое здесь управление типа стабилизации подчинено принципу компенсации затрат.
Понятие «управление надежностью» в 1969 г. ввел академик Поспелов Г. С.. Однако это не значит, что никто до этого не занимался управлением надежностью. Вместе с появлением самых первых технических устройств люди направляли свою деятельность на то, чтобы созданные ими устройства наряду с обеспечением выполнения тех или иных практических задач меньше отказывали в работе и при хранении (тем меньше, чем важнее задачи, дл выполнения которых они предназначены), а при отказах быстрей могли быть восстановлены, были более долговечными. С этой целью для устройств более ответственного назначения выбирались лучшие материалы и детали, тщательнее разрабатывалась схема и конструкция, применялась лучшая технология изготовления. Перед более ответственным или более длительным применением устройств проводилась более полная и более качественная профилактика.
Фактически всегда проводилось управление надежностью, как на стадии создания, так и на стадии эксплуатации технических устройств [1-18].
Значительно позднее появились математические модели управления надежностью, позволяющие количественно оценивать результаты управления и целенаправленно влиять на эти результаты в требуемом направлении. Известно уже довольно много таких моделей, однако наиболее полно в них разработаны вопросы управления надежностью на стадиях проектирования и серийного изготовления технических устройств и значительно меньше – на стадиях разработки требований на их создание и эксплуатации [1-20].
Таким образом, управление надежностью в ОТС, сводиться к уменьшению временных затрат на обеспечение надежности, как самих ОТС, так и ее элементов. «Всякая экономия в конечном счете сводиться к экономии времени» (Карл Маркс. Собрание сочинений Маркса и Энгельса, том. 46, часть 1, страница 117, 1963г.)
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.