12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
Испытания на надежность могут давать наиболее полные и достоверные данные о надежности по сравнению с любыми другими источниками информации. Это объясняется тем, что на надежность влияют разнообразные факторы, учесть которые при расчетах и моделировании не всегда удается. Испытания на надежность требуют значительного времени и материальных затрат. В отличие от других испытаний в данном случае необходимо определить сохраняемость свойств изделия на протяжении длительного интервала времени. Поэтому испытания должны быть длительными. Оценки показателей надежности носят вероятностный характер. Для повышения их достоверности надо испытывать достаточно большое количество изделий. В процессе испытаний изделия могут изнашиваться и становятся непригодными для дальнейшего использования. Поиск путей преодоления этих трудностей привел появлению разнообразных методов проведения испытаний на надежность. На рис. 1.51 изображена структура испытаний на надежность.
Рис. 12.2. Виды испытаний на надежность
Определительные испытания — испытания, в результате которых определяются числовые значения показателей надежности.
Контрольные испытания проводятся для контроля соответствия показателей надежности заданным требованиям путем проверки выполнения статистических гипотез. При этом значения показателей надежности (параметров распределения) не оцениваются, а производится проверка соответствия значения показателя надежности заданному уровню с использованием статистической теории оценивания.
Специальные испытания предназначены для определения влияния некоторых факторов на надежность (помехи, радиация и т.д.), величины ресурса, долговечности, живучести, ремонтопригодности и других характеристик, связанных с надежностью.
Каждый из основных видов испытаний подразделяется на разновидности в зависимости от условий проведения.
Для проведения испытаний составляется план, в котором указывается: количество «N»изделий; порядок замены отказавших изделий; продолжительность испытаний.
Планы испытаний, в которых отказавшие изделия не заменяются новыми, обозначаются буквой U. Планы испытаний, в которых отказавшие изделия заменяются новыми, обозначаются буквойR. Предполагаем, что наблюдения за отказами производятся непрерывно, в результате чего отказы обнаруживаются в моменты их возникновения. Черезобозначаются планы, в которых наблюдения ведутся до момента появленияr-го отказа, черезT— планы, при которых наблюдения ведутся в течение времениT. ВремяTобычно измеряется в часах. Иногда используются смешанные планы, когда испытания ведутся до отказа«r»изделий, если наработкадо появленияr-го отказаили до моментаT, если. Такие планы обозначаются(r,T).
Легко видеть, что возможны лишь шесть различных планов: [N,U,T]; [N;U,r]; [N,U,(r,T)]; [N,R,T]; [N,R,r]; [N,R,(r,T)].
Обозначим через n(t) число отказов, возникших к моменту времениt. Функцияn(t), как это следует из определения, не может убывать и принимает последовательно значения 0,1,2,…. Точки ростаn(t)отвечают случайным моментам времени. Реально наблюденную во время испытаний функциюn(t)называют траекторией процессаn(t).Обозначим черезGту область плоскости(n(t),t), попадание в которую траектории процессаn(t) приводит к окончанию испытаний. Для планов[N,U,T] и[N,R,T]в качестве областиGмы должны взять полуплоскостьt>T(рис. 12.2а). В случае планов[N;U,r] и[N,R,r]испытания прекращаются в моментпервого попадания траекторииn(t)во множество(рис. 12.2б). Наконец, для планов[N,U,(r,T)]и[N,R,(r,T)]испытания прекращаются в момент первого попадания во множество, обозначенные заштрихованными областями (рис. 12.2в).
Рис. 12.3. Моменты окончания испытания
В ряде случаев испытания могут планироваться на основе полученных значений суммарной наработки. Если обозначить N(t)— число элементов безотказно работающих до момента времениt;N(t)=N-n(t), то значение суммарной наработкиS(t)в моментtопределяется как сумма времен, в течение которых безотказно работали испытываемые элементы:
, где— моменты отказов элементов. Так как для планов типаRзначениеS(t)=Nt, то нетривиальным дополнением к указанным выше шести планам являются следующие два плана типаU. Для первого плана, обозначаемого[N,U,HS0], момент остановки испытанийt*определяется как момент, когда впервыеS(t*)= S0; если окажется, что, то,S0— заданное значение суммарной наработки. Для второго плана момент остановкиt*определяется как момент, когда впервые наступает одно из следующих событий: либоS(t*)= S0иn(t*)<r, либо, ноS(t*)< S0. Здесьtr — момент появленияr-го отказа. Такой план будем обозначать[N,U,(r,HS0)]. Полезно иметь в виду, что[N,U,HS0]≡ [N,U,(N,HS0)]. Аналогичным образом имеем[N,U,(N,T)] ≡[N,U,T],однако[N,R,(N,T)] ≡[N,R,T].
Если выбраны внешние условия проведения испытаний, согласована с заказчиком вероятностная характеристика и выбран план проведения испытаний, то по результатам испытаний, вся информация о которых содержится в отрезке траектории процесса n(t) до момента первого попадания в множествоG, требуется дать методику оценки выбранной характеристики надёжности или методику построения доверительного интервала.
Этим мы займёмся в следующих параграфах настоящей главы.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.