12.1. Планы испытаний
Испытания представляют собой сложный процесс, в котором можно выделить три фазы:
Подготовка испытаний.
Проведение испытаний.
Обработка результатов испытаний.
Одной из задач, решаемых при подготовке испытаний, является задача планирования. При планировании испытаний необходимо стремиться к оптимизации плана. Но в плане испытаний практически нельзя учесть всех особенностей реальной ситуации, которая складывается во время функционирования системы. Поэтому разрабатываемые планы должны удовлетворять требованиям нечувствительности и гибкости.
Нечувствительность означает малое изменение программы испытаний при непредвиденном изменении характеристик системы и условий ее использования.
Гибкость плана связана со способностью программы испытаний оперативно реагировать и перестраиваться с целью компенсации непредвиденных "возмущений" плана.
Нечувствительность и гибкость плана могут быть обеспечены при так называемом адаптивном планировании. В математической постановке задача планирования испытаний сводится к оптимальному синтезу процесса испытаний. Решение этой задачи представляет собой важную проблему, так как испытание образцов военной техники – сложный комплексный процесс, объединяющий большое количество различных видов испытаний.
Рассмотрим особенности планирования испытаний на надежность элементов систем РКТ.
Планом испытания на надежность называется система правил, в соответствии с которыми производятся испытания, регистрируются наступающие отказы и определяется момент прекращения испытаний.
Планы испытаний на надежность можно разбить на три больших класса, которые обозначаются буквами U,R,M. Испытания невосстанавливаемой аппаратуры проводятся по планамUиR. Планы классаUхарактеризуются тем, что отказавшие изделия снимаются с испытаний и на их место не ставятся другие, а планы классаR– тем, что отказавшие изделия немедленно заменяются однотипными исправными. Испытаниям по плануMподвергается восстанавливаемая в случае отказа аппаратура. Планы типаRиспользуются тогда, когда отказавшее изделие легко заменить на исправное.
С точки зрения организации испытаний наиболее простым является план, который определяется следующими условиями:
В начальный момент t=0 на испытания ставятсяNизделий.
Отказавшие изделия не восстанавливаются и не заменяются исправными.
Испытания прекращаются при истечении заданного времени или наработки Tдля каждого неотказавшего изделия, т.е. испытания проводятся либо в интервале времени от 0 доT, либо до момента отказа всехNизделий, если такой момент наступит ранееT.
План, определяемый этими условиями, обозначается [NUT].
Испытания могут проводиться до момента наступления r-го отказа при условиях 1 и 2. В этом случае план имеет обозначение [NUr]. Приr=Nимеет место план [NUN], при котором испытания проводятся до момента отказа всех образцов.
Недостаток плана [NUr] заключается в том, что продолжительность испытаний по этому плану является случайной величиной, которая может принимать нежелательно большие значения. Тем не менее, такие планы широко применяются. Это объясняется тем, что методы обработки результатов испытаний для них оказываются проще, чем для планов [NUT].
Одной из комбинаций этих планов является план [NU(r,T)]. При таком плане испытания прекращаются либо в моментr-го отказа, либо при истечении времени испытаний или наработкиTкаждого неотказавшего изделия в зависимости от того, какое из этих условий будет выполнено ранее.
Обозначим через n(t) число элементов, отказавших к моменту времениt. Тогда условия прекращения испытаний можно представить графически (рисунок).
Рис. 9.1. Условия прекращения испытаний:
а – по плану [NUT]; б – по плану [NUr]; в – по плану [NU(r,T)]
Особенность планов класса Rзаключается в том, что каждый изNобъектом занимает определенную позицию (стенд, испытательную площадку и т.д.). При этом продолжительность испытанийTили число отказовrвычисляются применительно к каждой позиции. Например, испытания по плану [NRT] прекращаются при истечении времени испытаний или наработкиTдля каждой изNпозиций, а испытания по плану [NRr] – когда число отказавших объектов, суммарное по всемNпозициям, достигнетr. На практике находят применение также план [NR(r,T)], который является аналогом плана [NU(r,T)].
Планы испытаний [NMT] и [NMr] отличаются от планов [NUT] и [NUr] только тем, что после каждого отказа изделие восстанавливается и вновь становится на испытания. На практике находит применение план [NMT∑]. Испытания по этому плану прекращаются по истечении суммарного по всемNвосстанавливаемым объектам времени испытаний или наработкиT∑, т.е.
,
где Ti– время испытаний или наработкаi-го объекта.
Комбинацией планов [NMr] и [NMT∑] является план [NM(r,T∑)], испытания по которому прекращаются, когда суммарное по всем объектам число отказов достиглоrили по истечении суммарного по всем объектам времени испытаний или наработкиT∑в зависимости от того, какое из этих условий будет выполнено ранее.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.