1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
Вместе с тем каждому уровню технического комплекса или комплекса ЛА (см. рис. 1.1) для приведения их в действие и обеспечение функционирования соответствует определенная функция человека (людей), определяемая задачей которую он решает с помощью данного комплекса. Таким образом, в основе взаимодействия людей и техники в процессе ее эксплуатации и применения лежит понятие системы «человек – машина» (СЧМ) [6,11,12,16,17]. Понятие СЧМ в этом случае относиться как к системе, в которой человек управляет одной машиной, так и к системам, содержащим другие сочетания людей и машин (группа людей – группа машин, группа людей – одна машина и т.д.). Под термином «машина» здесь понимается любое оборудование, с помощью которого человек достигает заданную цель. Понятие «человек» в СЧМ в равной степени охватывает как человека, выполняющего физическую работу, так и человека, контролирующего ход автоматизированного процесса, отражающего энергетическую и информационную сторону его деятельности в СЧМ. Характеристиками переработки информации человеком в СЧМ являются быстродействие, надежность и точность. При деятельности в составе ОТС человек образует эргатическую систему (от греч. ergtes – действующее лицо), в частности человек – оператор. К эргатическим системам можно отнести системы управления комплексами космических аппаратов, воздушными и морскими судами, сложными технологическими процессами. Эргатические системы являются одними из основных объектами исследования эргономики (греч.ergon– работа иnomos– закон) – науки, изучающей человека (или групп людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации результатов труда. Таким образом, в самом общем случае понятие эргономичность можно определить как степень приспособленности объекта к эргономическим свойствам человека – оператора.
Эргономические свойства человека – это комплекс антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, обусловливающих эффективность его деятельность в системе человек – объект – среда, в рассматриваемом случае в ОТС.
В процессе разработки, производства и эксплуатации объекта к нему предъявляются эргономические требования, т.е. требования с учетом свойств человека с целью оптимизации его деятельности в определенной внутренней и внешней среде. К числу эргономических требований относят следующие:
-гигиенические, определяющие условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с объектом (орудием труда) и средой (материалы изделия, его конструкция, безопасность, условия работы – температура, влажность, шум и др.);
-антропометрические, определяющие соответствие объекта антропометрическим свойствам человека, т.е. размерам его тела и его отдельных частей (длина рук, ног, угол поворота головы и др.);
-физиологические, определяющие соответствие объекта физиологическим свойствам человека (силовым, скоростным, информационным и др.)
-психофизиологические, определяющие соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека (порог слуха и зрения, порог осязания и т.д.);
-психологические, определяющие соответствие объекта психологическим особенностям человека (память, чувства, воля, особенности восприятия, мышления, образования, закрепления навыков и др.).
Для оценки степени соответствия объекта эргономическим требованиям используются следующие эргономические показатели качества: эргономический, гигиенический, антропометрический, физиологический, психофизиологический и психологический.
Важность учета эргономических показателей в эргатических системах обусловлена неразрывной связью между качеством труда человека – оператора и качеством объекта. Она заключается в том, что самые совершенные объекты могут оказаться бесполезными, а иногда опасными и вредными, если их эксплуатируют операторы, не обладающие требуемой профессиональной подготовкой, и наоборот, операторы не смогут обеспечить эффективное функционирование некачественных объекта.
Таким образом, для обеспечения требуемых качественных и эргономических показателей ОТС, их эффективного функционирования, необходимо иметь определенный уровень профессиональной подготовки операторов.
Проблеме надежности и эффективности сложных систем уделяется большое внимание. Практика все чаще ставит вопрос о деятельности не машины в отдельности, а комплекса «человек – машина – среда». Человечество всегда создавало эргатические системы, то есть системы «человек – машины» (эргатические системы – любые физические системы, осуществляемые при участии человека).
В настоящее время операторам все более сложных машин часто приходится сталкиваться со сверхскоростными мощностными характеристиками машин, работать в условиях различных температур при остром дефиците оперативного времени, а также испытывать неизвестные ранее воздействия внешней среды (невесомости, больших ускорений, высоких температур, вибраций и т.д.).
Поэтому вопрос не только о «подгонке» техники к человеку и человека к технике, внутреннем балансе биотехнического комплекса «оператор – машина – среда», но и о качестве и надежности эргатических систем приобретает важное значение. Именно практической необходимостью объясняется образование науки – эргономики, изучающей надежность и эффективность биотехнического комплекса, распределение функции и оценку качества взаимодействия между человеком и машиной, разработку требований по надежности с учетом эргатических средств оператора, обеспечение наилучшей совместимости оператора, машины и среды во всех аспектах – информационном, биофизическом, пространственно – антропометрическом, экономическом, технико – эстетическом и т.д.
Эргономика— наука о рациональной организации человеческой деятельности.
Деятельность человека в СЧМ в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности изучает эргономика.
Эргоно́мика(от др.-греч.ἔργον — работа и νόμος — закон) — соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологических ресурсов. Эргоно́мика — это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве. Основной объект исследования эргономики — система «человек — машина — среда». Современная эргономика подразделяется намикроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.
Ми́кроэргономиказанимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики. Микроэргономика занимается изучением человека – оператора.
Ми́диэргономиказанимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив — организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.
Ма́кроэргономиказанимается исследованием и проектированием более общих систем, таких как «человек — общество», «организация — система организаций», то есть ОТС различных уровней.
Современная эргономика исследует следующие виды совместимости среды и системы «человек – машины».
Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
На уровне микроэргономики к основным факторам, влияющим на работоспособность человека в ОТС, относятся температура, влажность, влажность и загрязненность воздуха, механические колебания и шум, освещенность рабочего места.
Повышение и понижение температуры и влажности воздуха нарушает термическое нарушение организма, что ведет к падению работоспособности, притуплению внимания. Резкие колебания температуры, также снижают производительность труда. Существует оптимальное соотношение температуры и влажности, так называемая зона комфорта (рис. 1.6). Предельное значение работы нормируется в зависимости от значений указанных выше факторов. На рис. 1.7 в частности один из таких графиков [17].
Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.
Рис. 1.6. Зона комфортаРис. 1.7. Зависимость
предельного времени работы
от температуры
В общем случае наибольшее влияние на результаты деятельности операторы в СЧМ оказывает характер поступающего к нему информационного потока. Поэтому наибольший интерес представляет использование для проведения динамической оценки предельно допустимых норм, характеризующих значения информационной нагрузки оператора. К ним относиться коэффициент загруженности, период занятости, длина очереди, время пребывания информации на обработки, скорость поступления информации [6,7,12].
Коэффициент загруженности определяется по формуле
, (1.14)
где - общее время, в течение которого оператор не занят обработкой поступающей информации,- общая продолжительность работы. Время пребывания информации на обработке не должно превышать допустимого значения, определяемого выражением
, (1.15)
где - время обработки сигнала (сообщения) оператором,- время ожидания начала обслуживания. Из этого условия следует
. (1.16)
Информационная перегрузка будет иметь место если фактические показатели работы оператора будут превышать соответствующие допустимые значения, тогда в соответствии с предикатом (1.6) можно записать
, (1.17)
где - фактическое значение-го показателя (коэффициент загруженности, период занятости и т.д.),- предельно допустимое значение-го показателя, определяемое на основании психологических и психофизических закономерностей деятельности оператора.
При выполнении условий (1.17) должны учитываться алгоритмы деятельности оператора, характеристики рабочего места (от них зависят такие показатели такие как ии другие, входящие в выражение определения предельно допустимых норм), психофизиологических характеристик оператора, (например, объем памяти), характер изменения информационного потока. Следовательно, проверка выполнения условия (1.17) дает динамическую оценку рабочего места.
Таким образом, вероятность информационной перегрузки, например оператора, с учетом предиката (1.17) составит
. (1.18)
В общем случае информационная перегрузка оператора в СЧМ, характеризуется такими показателями, как оперативность и надежность. Оператор, как правило, работает в рамках временных ограничений. Время выполнения им задания в общем случае определяется его психофизиологическими характеристиками, загруженностью, условиями работы, что, в конечном счете, определяет быстродействие как оператора, так и СЧМ в целом. В силу множества случайных факторов, время выполнения задания операторомявляется случайной величиной, характеризуемой плотностью распределения вероятности.
Тогда вероятность своевременного работы (задания) оператором за заданное время запишется следующим образом:
. (1.19)
Формула (1.19) носит название функции своевременного выполнения работы, в частности работы по обнаружению и ликвидации и устранения неисправностей (отказов).
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.