13.1 Основные понятия и определения
Техническая диагностика– область знаний, охватывающая теорию, методы и средства определения технического состояния объекта.
Техническое состояние – состояние, которое характеризуется в определенный момент времени при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных технической документацией на объект.
Процесс определения технического состояния объекта называется диагностированием.
Блок, устройство, прибор, оборудование, система, подлежащие или подвергаемые диагностированию называются объектами диагностирования (ОД). Часть ОД, которую при диагностировании нельзя разделиь на более мелкие, называется элементов, либо структурной единицей (СЕ). В соответствии с данным подходом, представленные на рис. 1.1 комплектующие элементы могут рассматриваться в качестве СЕ. Любой ОД состоит из элементов (в пределе из одного элемента). Например, осветительная сеть может включать в себя три элемента: выключатель, проводку, осветительный элемент. называемыхструктурными единицами (СЕ).
Результат диагностирования, т.е. заключение о техническом состоянии объекта называется диагнозом. Состояние ОД оценивается по диагностическим признакам (ДП). Диагностическими признаками (ДП) называют параметр или характеристику, используемую при диагностированию:
Параметры– физические размерные величины (сила токаI, мощностьP, время переходного процессаtпп);
Характеристики – описание зависимости одной физической величины от другой, а именно статическая характеристика, если величина не зависит от времени, частоты, например, внешняя характеристикагенератора постоянного тока (рис.13.1а) при смешанном 1, независимом 2, параллельном 3 возбуждении соответственно.
Рис.13.1. Виды диагностических характеристик
Динамические характеристики – например, амплитудно-частотная (рис. 13.1б), переходная(рис. 13.1в). Каждому состоянию ОД соответствует определенное значение диагностического признака.
Общим понятием теории надежности и технической диагностики является работоспособность. Состояние, при котором значение всех диагностических признаков, характеризующих способность ОД выполнять заданные функции соответствующие установленным требованиям, называется работоспособным. Иногда в этом случае говорят, что ОД работает штатно.
Неработоспособное состояние – состояние, при котором значение хотя бы одного диагностического признака характеризующего выполнение заданной функции, не соответствует установленным требованиям.
Переход из класса работоспособных состояний в класс неработоспособных называется отказом.
Причиной потери работоспособности или резкого снижения запаса работоспособности является дефект от лат. Слова defectus– изъян, недочет, недостаток.
В тех случаях, когда в ОД возник дефект, но он не потерял работоспособность, считается, что запас работоспособности его снизился, а следовательно повысилась вероятность его отказов в дальнейшем.
При диагностировании могут решаться следующие задачи:
- контроль технического состояния (КТС);
- поиск места и определение причины отказа – дефекта (ПД);
- прогнозирование технического состояния (ПТС);
Контроль технического состояния предполагает проверку соответствия значений ОД требованием технической документации и определения на этой основе вида технического состояния в данный момент времени. Видами технического состояния являются: работоспособное, неработоспособное, запас работоспособности
Наиболее распространенными задачами, решаемыми в процессе диагностирования является:
-контроль работоспособности (запаса работоспособности) и поиск возникшего дефекта;
-контроль работоспособности (запаса работоспособности) и прогнозирование технического состояния;
-контроль работоспособности (запаса работоспособности), поиск возникшего дефекта и прогнозирование технического состояния;
При решении этих задач возможны следующие действия по формированию диагноза (рис. 13.2).
Алгоритм диагностированияпредставляет собой совокупность предписаний, определяющих последовательность действий при диагностировании,
так при диагностировании решается следующая задача:
1)Контроль технического состояния(КТС);
2) Поиск места и определение причин отказа;
3) Прогнозирование технического состояния(ПТС).
В случае когда ОД утратил работоспособность обычно решается вторая задача.
Поиск дефекта начинается, когда известно его наличие и неизвестно какой именно дефект (отказ) возник.
Рис. 13.2. Этапы постановки диагноза: КР – контроль работоспособности, ПД – поиск дефекта, ПТС – прогнозирование технического состояния, КЗР – контроль запаса работоспособности
Так, при решении основных задач диагностирования возможны различные действия по формированию диагноза (рис. 13.2.):
а) При положительном результате КТС:
- выдача заключения о работоспособности ОД;
- контроль запаса работоспособности (КЗР) ОД и выдача заключения о его состояния;
- прогнозирование технического состояния (ПТС) ОД и выдача заключения о его состоянии;
б) При отрицательном результате КТС
- выдача заключения о неработоспособности ОД
- поиск возникшего дефекта (ПД) и выдача заключения о состоянии ОД
При этом возможно следующие этапы диагноза (рис. 13.2.):
1) «Работоспособен», «Годен», «Да»;
2) степень работоспособности 10, …, 50, …, 100%;
3) оборудование проработает _____ часов;
4) «Неработоспособен», «Негоден», «Нет»;
5) Излагается причина потери работоспособности, например, «пробит конденсатор блока питания», «износилась щетка машины постоянного тока» и др.
При решении третьей задачи обычно решается характер изменения диагностических параметров ОД и на основе сформировавшихся тенденций предусматривается значение параметров, характеристик в будущий момент времени
Iэтап – контроль работоспособности. При(+)необходимо углубиться и сделать заключение:
О его работоспособности -1;
Определить запас работоспособности – 2;
Произвести ПТС –3.
При (–) производим поиск дефекта – ПД.
Примечания.
Возникновение в ОД дефекта не означает, что он неработоспособен, при этом могут не нарушаться условия работоспособности. Поэтому работоспособный объект может иметь дефект, также как и неработоспособный. Следовательно, заключение о том , что ОД работоспособен не означает, что в нем отсутсвуют дефекты. С другой стороны если ОД неработоспособен, то в нем обязательно имеется дефект.
В процессе диагностирования участвуют, как правила, ОД, средства технического диагностирования СТД, и человек-оператор (ЧО). Их совокупность и образует систему диагностирования (рис. 13.3).
Рис. 13.3. Структурная схема системы диагностирования
Рассмотренные положения являются основой, позволяющей создавать системы диагностирования в ОТС.
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.