13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
1. Метод, основанный на показателях надежности СЕ. Строить алгоритм поиска дефектов можно на основе известных показателей надежности, в качестве которых используются показатели безотказности (вероятности отказа qi или безотказной работы pi) и ремонтопригодности (время, затрачиваемое на обнаружение дефекта τпi). Возможны три способа:
по показателям безотказности;
по показателям ремонтопригодности;
по отношению τпi/ qi (время — вероятность).
Для построения алгоритмов поиска дефектов необходимо знать показатели qi, τпi для каждой СЕ объекта,
А) Последовательность выполнения проверок, т. с. алгоритм поиска дефекта, может быть построена на основании известных значении вероятности отказа qi структурных единиц.
При построении алгоритма поиска дефекта вводятся допущения:
длительности всех проверок равны,
отказы СЕ независимы,
одновременно отказывает только одна (любая) СЕ.
В этом случае алгоритм поиска может быть последовательным. Дл его реализации структурные единицы объекта, для которых задана вероятность отказа qi упорядочиваются по величине, и последовательно выполняются проверки, начиная с СЕ, характеризуемой наибольшей величиной qi, и заканчивая СЕ, характеризуемой наименьшей.
П р и м е р. Для ОД, состоящего из четырех СЕ, известны вероятности отказа каждой qt: q1 = 0,6 ; q2 = 0,1 q3 = 0,18; q4 = 0,12. Ранжируем СЕ по qv Получаем: q1 , q3, q4 , q2. Этот порядок определяет структуру алгоритма поиска дефектов (рис. 13.13).
Б) Если у проектировщика имеется информация о времени, затрачиваемом на поиск дефекта в каждой СЕ, то можно построить алгоритм поиска по правилу: проверку начинать со СЕ, на поиск дефекта которой затрачивается наименьшее время. Зная значения τпi, можно расположить их в ряд в порядке возрастания и построить алгоритм поиска.
Например, известно для ОД, состоящего из трех СЕ, время τпi: τп1 = 0,4ч ; τп2 = 0,14ч τп3 = 0,2ч.
Алгоритм поиска дефектов имеет вил показанный на рис. 13.14.
В) Метод "время — вероятность" является наиболее совершенным, так как учитывает два показателя. В этом случае последовательность проверок должна удовлетворять условию, согласно которому номер проверки определяется отношением τпi/qi и возрастает с увеличением отношения.
Рис. 13.12. Алгоритм поиска дефектов
рис. 13.13. Алгоритм поиска дефектов
Рис. 13.14. Алгоритм поиска дефектов
П р и м е р. В ОД из пяти СЕ имеется дефект. Известно: qi: q1 = 0,005 ; q2 = 0,15 q3 = 0,30; q4 = q5 = 0,25.
τпi: τп1 = 1ч, τп2 = 2ч, τп3 = 3ч, τп4 = 4ч, τп5 = 4,5ч.
Необходимо построить алгоритм поиска дефектов.
Составим отношения τпi/qi: τп1/q1 = 20, τп2/q2 = 13,3,
τп3/q3 = 10, τп5/q5 = 18.
Алгоритм поиска представлен на рис. 13.15. Неопределенность в проверке может быть снята предпочтением показателям ремонтопригодности или безотказности.
Рассмотренные методы не позволяют учесть взаимосвязи между СЕ, т.е. структуру ОД.
2. Информационный метод. Предполагается, что отказы всех СЕ, последовательно соединенных, равновероятны и образуют полную группу событий:
.
n — число возможных состояний (дефектов). Каждая проверка имеет два исхода: 1 и 0.
Перед началом поиска состояние ОД характеризуется максимальной энтропией (мерой неопределенности)
.
Каждая проверка дает определенное количество информации о состоянии объекта
,
Где — средняя условная энтропия состояния объекта при выполнении проверки .
- Министерство образования и науки
- Введение
- Часть 1. Основы теории надежности организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- Раздел 1. Описание свойств организационно-технических систем и входящих в их состав объектов
- 1.1 Системный подход к исследованию надежности сложных технических комплексов
- 1.2Техническое состояние объектов в составе организационно-технических систем
- 1.3. Основные термины и определения в области надежности технических объектов.
- 1.4. Организационно-техническая система и ее свойства
- 1.5. Учет человеческого фактора в организационно-технических системах
- 1.6. Качество организационно-технических систем
- 1.7. Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов в составе организационно – технических систем
- Раздел 2. Модели отказов технических объектов
- 2.1. Модель отказов при мгновенных повреждениях.
- 2.2. Модель отказов, обусловленных накапливающимися повреждениями.
- 2.3 Модель “Нагрузка – сопротивляемость объекта”.
- 2.4 Модели параметрических отказов.
- 2.4.1. Модель параметрического отказа при одном параметре, характеризующем работоспособность объекта.
- 2.4.2.Модель параметрической надежности объекта при нескольких параметрах, характеризующих работоспособность его систем и элементов.
- 2.5. Физические основы процессов разрушения твердых тел
- Раздел 3. Показатели надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.1. Особенности показателей надежности организационно-технических систем и их элементов
- 3.2. Показатели безотказности невосстанавливаемых объектов
- 3.3. Показатели безотказности объектов с мгновенным восстановлением.
- 3.4. Комплексные показатели надежности организационно-технических систем
- 3.4.1. Функция готовности объектов с конечным временем восстановления
- 3.4.2 Показатель нахождения объекта в дежурном режиме
- 3.4.3 Показатель (коэффициент) готовности объектов, неконтролируемых в промежутках между проведением технических обслуживаний
- 3.4.4 Выбор оптимального значения периодичности технического обслуживания
- 3.4.5. Комплексные показатели готовности организационно технических систем
- 3.5. Особенности оценки надежности программного обеспечения
- Раздел 4. Показатели долговечности
- 4.1 Основные формулы и определения
- 4.2 Основные показатели долговечности.
- 4.3 Задание требований к гамма-процентному сроку службы
- 4.4 Задание гамма-процентных ресурсов.
- Относительно r1, r2, при заданных значениях , b1, b2, c1, c2, t.
- 4.5 Экспертно-факторный подход к оценке и прогнозированию долговечности организационно-технических систем и их элементов.
- Метод определения оптимальных сроков службы отс с учетом характера их применения
- 4.7 Оценка сроков службы объектов с учетом физического и морального износа
- Раздел 5. Ремонтопригодность
- 5.1 Показатели ремонтопригодности
- 5.2Организацияпоиска и устранения дефектов, неисправностей и отказов
- 6. Сохраняемость
- 6.1 Анализ факторов, влияющих на сохраняемость объектов
- 6.2 Консервация объектов
- 6.3 Периодичность проверок объектов при хранении
- 6.4 Контроль и поддержание температурно-влажностного режима в хранилищах
- 6.5. Особенности хранения крупногабаритных элементов комплексов летательных аппаратов.
- 6.6. Предотвращение смятия баков ракет-носителей внешним избыточным давлением.
- 6.7. Особенности сохраняемости крупногабаритных элементов ракетно-космической техники при перевозках железнодорожным транспортом.
- 6.8 Определение показателей безотказности объектов в переменном режиме. Физический принцип надежности н.М. Седякина.
- Раздел 7. Определение показателей надежности элементов организационно-технических систем на основе методов теории стохастической индикации.
- 7.1 Основы теории стохастической индикации
- 7.2 Физическая природа стохастических индикаторов.
- 7.3 Методы определения показателей надежности на основе методов стохастической индикации.
- 7.4 Графический метод построения функций распределения ,стохастических индикаторов.
- 7.5. Построение функций распределения и стохастических индикаторов.
- Часть 2. Пути и методы повышения надежности организационно-технических систем и их элементов
- Раздел 8. Техническое обслуживание объектов
- 8.1 Назначение и содержание технического обслуживания.
- 8.2 Системы то и принципы их выбора.
- Раздел 9. Надежность систем и объектов с резервированием
- 9.1 Виды резервирования
- 9.2. Показатели надежности устройств с постоянным нагруженным резервом
- Раздел 10. Расчет надежности организационно-технических систем и их элементов……….……….……….……….……….…………………... 9
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем 246
- 9.3. Показатели надежности при резервировании с ненагруженным резервом
- 9.4. Сопоставление общего и раздельного резервирования
- 9.5. Скользящее резервирование
- 9.6. Резервирование с применением мажоритарного элемента
- 9.7. Резервирование элементов, отказывающих по причине обрыва или короткого замыкания
- 9.8. Метод свертки
- 9.9. Логико-вероятностный метод
- 9.10. Оценка надёжности мостиковых структур методом перебора.
- Раздел 10. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- 10.1. Расчет надежности ремонтируемых организационно-технических систем
- Вычисление функций готовности и простоя нерезервированных систем
- 10.2 Особенности расчёта надёжности резервированных восстанавливаемых систем.
- 10.3. Примеры расчётов надёжности восстанавливаемых систем.
- 10.4 Определение надежности с учетом восстанавливаемости и числа запасных элементов
- Раздел 11. Определение необходимого числа запасных элементов
- 11.1. Оптимальное соотношение между надежностью и стоимостью
- 11.2. Определение гарантированного числа запасных элементов
- 11.3. Оптимальное резервирование
- 11.4. Алгоритмы оптимального резервирования
- 11.5. Применение резервирования в системах наведения и управления летательных аппаратов
- Раздел 12. Испытания организационно-технических систем и их элементов
- 12.1. Планы испытаний
- 12.2 Оценка показателей надежности по результатам испытаний.
- 12.2.1 Испытания на надежность элементов объектов в составе организационно-технических систем
- 12.2.2.Общие методы оценки показателей надёжности по результатам испытаний
- Эмпирическая функция распределения и гистограмма результатов испытаний
- Метод проверки гипотез о законах распределения.
- Графические методы.
- Метод максимального правдоподобия.
- Метод квантилей.
- 12.2.3 Интервальные оценки показателей надёжности.
- Определение доверительного интервала для средней наработки на отказ
- 12.2.4 Контрольные испытания.
- Контроль по методу однократной выборки.
- 12.3 Обеспечение надежности объектов ркт в процессе опытной отработки.
- 12.3.1. Логико-вероятностная модель процесса отработки.
- 12.3.2 Определение числа доработок для обеспечения требуемого значения показателя надежности.
- 12.4 Оптимизация программы испытаний сложных объектов по стоимости
- 12.5 Краткая характеристика жизненного цикла сложных технических объектов.
- 12.6.Изменение надёжности летательного аппарата при его отработке в составе организационно-технической системы
- Раздел 13. Общие вопросы технической диагностики
- 13.1 Основные понятия и определения
- 13.2Поиск и устранение неисправностей (отказов)
- 13.3. Методы поиска неисправностей (отказов) и обуславливающих их дефектов.
- 13.3.1 Условия работоспособности объектов. Контроль работоспособности.
- 13.3.2. Методы обнаружения дефектов
- 13.4 Критерии оптимальности процесса поиска неисправностей
- Алгоритм поиска дефектов
- 13.5. Методы построения алгоритмов поиска дефектов
- 13.6 Поиск неисправных элементов методом групповых проверок
- 13.7. Поиск отказавших элементов на основе чисел Фибаначи и золотой пропорции.
- Раздел 14. Обеспечение надежности систем «человек-машина» в организационно-технических системах
- 14.1 Виды совместимости среды и системы «человек-машина»
- 14.2 Методология исследования систем «человек – машина»
- 14.3 Организация рабочих мест
- 14.4 Выбор положения работающего
- 14.5 Пространственная компоновка рабочего места
- 14.6 Размерные характеристики рабочего места (боевого поста)
- 14.7 Взаимное расположение рабочих мест
- 14.8 Размещение технологической и организационной оснастки
- 14.9 Обзор и наблюдение за технологическим процессом
- Раздел 15. Управление надежностью
- Раздел 16. Информационное обеспечение программ обеспечения надежности
- Заключение
- Библиографический список.