logo
Проектирование сварных конструкций / temnikov_v_g_lekcii_metallicheskie_konstrukcii

Характеристики подкранового рельса по гост 4121-76*

Рельс

Момент инерции, см4

Высота рельса hp, мм

Ix,р

It

КР-70

1083,25

253

100

КР-80

1523,69

387

130

КР-100

2805,88

765

150

КР-120

4794,22

1310

170

КР-140

5528,27

2130

170

Прочность стенки балки от воздействия местного крутящего момента Мкр (рис. 9.5) проверяем по формуле:

где

Mkp = Fkn2 γfγf1 e + 0,75Tkn γf hp = 480 ∙ 1,1 ∙ 1,1 ∙ 1,5 +

+ 0,75 ∙ 17,4 ∙ 1,1 ∙ 17 = 1115,2 кН∙см,

здесь е= 15 мм – условный эксцентриситет рельса, равный допустимому смещению рельса относительно оси подкрановой балки;

hp = 170 мм – высота подкранового рельса КР-120;

Iкр = It + Ikp,f = 1310 + 133,3 = 1443,3 см4;

It = 1310 см4– момент кручения рельса, принимается по табл. 9.2;

Iкр,f =bf tf3/3 = 50 ∙ 23 / 3 = 133,3 см4– момент инерции кручения пояса.

Рис. 9.5.Кручение верхнего пояса балки и изгиб стенки

Проверка общей устойчивостиподкрановой балкине требуется, так как ее верхний сжатый пояс закреплен по всей длине тормозной конструкцией.

Местная устойчивость элементовподкрановой балки проверяется так же, как и обычных балок (см. п. 3.6.6).

Устойчивость поясного листа обеспечена отношением свеса сжатого пояса bef к его толщинеtf .

Определяем условную гибкость стенки:

Стенку балки следует укреплять поперечными ребрами жесткости, если значение условной гибкости при действии местной нагрузки превышает Следовательно, постановка поперечных ребер жесткости необходима.

Ребра жесткости, обеспечивающие местную устойчивость стенки, в подкрановых балках должны иметь ширину не менее 90 мм. Торцы ребер следует плотно пригнать к верхнему поясу без приварки, при этом в балках под краны особого режима работы (7К и 8К) торцы ребер необходимо строгать.

Расстояние между ребрами жесткости а = 2hw = 2 ∙ 1460 = 2920 мм, принимаема = 3 м.

Ширина выступающей части парного ребра

bp =hw/30 + 40 = 1460 / 30 + 40 = 88,7 мм ≈ 90 мм.

Толщина ребра

Принимаем ребра жесткости из полосовой стали по ГОСТ 103-76* сечением 90×7 мм (см. табл. 3.7). Ребра жесткости привариваются к стенке непрерывными угловыми швами минимальной толщины.

При наличии местного напряжения устойчивость стенки следует проверять, если условная гибкость .

Расчет на устойчивость стенки балки симметричного сечения, укрепленной только поперечными основными ребрами жесткости, при наличии местного напряжения смятия (σloc≠ 0) и условной гибкости стенки выполняется по формуле

При наличии местных напряжений проверку стенки на местную устойчивость следует выполнять в зависимости от значения a/hw, при этом значенияMи Qопределяют в одном сечении балки.

Проверка местной устойчивости стенки при наличии местных напряжений в среднем отсеке (рис. 9.6). Так как а = 3 м >hw= 1,46 м, определяем средние значенияMсриQсрдля наиболее напряженного участка с длиной, равной высоте отсека (стенкиhw).

Рис. 9.6.К проверке местной устойчивости стенки балки в среднем отсеке:

а– распределение напряжений в стенке;б– схема загружения балки и

эпюры МиQ

Вычисляем величины моментов и поперечных сил на границах расчетного участка (х1 = 4,54 м;х2 = 6 м):

Краевое напряжение сжатия в стенке составляет:

Среднее касательное напряжение в отсеке равно:

Локальное напряжение σloc= 8,45 кН/см2.

При отношении a/hw=300/146 = 2,05 > 0,8 рассматривают два случая проверки устойчивости стенки:

Первая проверка.

Определяем значение критического нормального напряжения:

где ccr = 33,3, коэффициент, определяемый в зависимости от значения коэффициентаδ, учитывающего степень упругого защемления стенки в поясах (см. табл. 3.13):

где β – коэффициент, принимаемый для подкрановых балок, к которым не приварены крановые рельсы, равным 2.

Значение критического локального напряжения

где при вычислении коэффициентов с1ис2приa/hw= 2 > 1,33 вместоапринимаема1 = 0,67hw =0,67 · 146 = 97,82 см, следовательно,

a1/hw= 97,82 / 146 = 0,67;

ρ= 1,04lef/hw= 1,04 ∙ 49,1 / 146 = 0,35 (здесьlef = 49,1 см – условная длина распределения сосредоточенной нагрузки от колеса);

с1= 18,1 – коэффициент, определяемый в зависимости от a1/hw= 0,67 иρ= 0,35(см. табл. 3.14);

с2= 1,64 – коэффициент, определяемый в зависимости от a1/hw= 0,67 иδ= 2 (см. табл. 3.15).

Значение критического касательного напряжения τcrво всех случаях вычисляют по фактическим размерам отсека:

где – отношение большей стороны отсека aилиhwк меньшейd;

здесь d = hw = 1,46 м < a= 3 м.

Проверяем местную устойчивость стенки:

Вторая проверка.Значение критического нормального напряжения

где ccr = 84,7 – коэффициент, определяемый в зависимости отa/hw= 2,05 (см. табл. 3.16).

Значение критического локального напряжения

где с1= 6,7 – коэффициент, определяемый по табл. 3.14 в зависимости отa1/hw= 2,05 иρ= 0,35;

с2= 1,85 – коэффициент, определяемый по табл. 3.15 в зависимости от a/hw= 2,05 иδ= 2.

Значение критического касательного напряжения τcr= 13,4 кН/см2.

Проверяем местную устойчивость стенки:

Обе проверки показали, что стенка в среднем отсеке устойчива.

Аналогично поверяется устойчивость стенки в крайнем отсеке.

В балках большой высоты (h > 2 м)с тонкой стенкой при условной гибкостиw> 5,5 для обеспечения ее устойчивости рационально, помимо поперечных ребер жесткости, ставить продольные ребра, опирающиеся на поперечные и располагаемые на расстоянии (0,2 – 0,3)hwот сжатой кромки отсека. Наличие продольного ребра разбивает стенку по высоте на верхнюю и нижнюю пластинки, устойчивость которых проверяется раздельно по СНиП [6].

Проверка прогибаподкрановой балкипроизводится по правилам строительной механики. С достаточной точностью прогиб разрезной подкрановой балки определяется по формуле

где Mn,max – изгибающий момент в балке от нагрузки одного крана сγf = 1;

fu – предельно допустимый прогиб подкрановой балки, устанавливаемый из условия обеспечения нормальной эксплуатации кранов в зависимости от режима их работы (fu=l/400 для режима работы 5К).

Жесткость балки обеспечена. Ее можно было не проверять, так как принятая высота балки hб >hmin.