logo search
Проектирование сварных конструкций / temnikov_v_g_lekcii_metallicheskie_konstrukcii

9.4. Проверка прочности и устойчивости балки

Проверка прочности балки.Вычисляем геометрические характеристики сечения балки:

– момент инерции сечения брутто

Ix=twhw3/12 + 2Af(hf /2)2= 1,4 ∙1463 / 12 + 2 ∙ 100 ∙ (148 / 2)2 =

= 1458282,5 см4;

– момент инерции сечения нетто

Ix,n=twhw3/12 + 2Af,n(hf /2)2= 1,4 · 1463 / 12 + 2 ∙ 90,8 ∙ (148/ 2)2 =

= 1357524,1 см4;

– момент сопротивления нетто верхнего пояса

Wx,А = 2Ix,n/h= 2 ∙ 1357524,1 / 150 = 18100,3 см3;

– момент сопротивления брутто нижнего пояса

Wx, н= 2Ix/h= 2 ∙ 1458282,5 / 150 = 19443,8 см3;

– статический момент полусечения относительно оси x-x

Sx=Afhf /2 +twhw2/8 = 100 ∙ 148 / 2 + 1,4 ∙ 1482 / 8 = 11130,3 см3.

Геометрические характеристики тормозной балки относительно вертикальной оси y-y:

– расстояние от оси подкрановой балки y0-y0до центра тяжести

z= (Aшyш +Aлyл)/(Aш + Aл + Af,n) =

= (40,5 ∙ 122,45 + 63 ∙ 70,5) / (40,5 + 63 + 90,8) = 48,6 см;

– момент инерции тормозной балки

Iy= 327 + 40,5 ∙ 73,852+ 0,6 ∙ 1052/ 12 + 63 ∙ 21,92+ 2∙453/ 12 +

+ 90,8 ∙ 48,62 = 538,957 см4;

– момент сопротивления тормозной балки для крайней точки верхнего пояса

Wy=Iy/(48,6 + 22,5) = 5380,57 / 71,1 = 7580,3 см3.

Проверяем прочность балки:

– по нормальным напряжениям в верхнем поясе (точка А):

Недонапряжение в балке составляет

что допустимо в составном сечении согласно СНиП [6].

– по нормальным напряжениям в нижнем поясе:

– по касательным напряжениям на опоре:

Проверяем прочность стенки балки при местном давлении колеса крана. Учитывая действия подвижной сосредоточенной нагрузки, передающей давление на стенку через верхний пояс в местах, не укрепленных ребрами жесткости, стенка подвергается местному давлению (рис. 9.4), что может привести к ее смятию:

где Fk – расчетная сосредоточенная нагрузка от колеса без учета коэффициента динамичности;

γf1– коэффициент увеличения нагрузки на колесе, учитывающий возможное перераспределение усилий между колесами и динамический характер нагрузок, принимаемый равным:

1,6 – при кранах режима работы 8К с жестким подвесом груза,

1,4 – при кранах режима работы 8К с гибким подвесом груза,

1,3 – при кранах режима работы 7К,

1,1 – при прочих кранах;

lef – условная расчетная длина распределения сосредоточенной нагрузкиFk , зависящая от жесткости пояса с рельсом и сопряжения пояса со стенкой:

здесь с– коэффициент, учитывающий степень податливости сопряжения пояса и стенки: для сварных балокс= 3,25, для клепанныхс= 3,75;

I1f – сумма собственных моментов инерции пояса и кранового рельса:

I1f =If + Ix = 50 ∙ 23/ 12 + 4794,22 = 4827,6 см4,

где Ix = 4794,22 см4– момент инерции подкранового рельса КР-120, принятый по табл. 9.2.

В случае приварки рельса швами, обеспечивающими совместную работу рельса и пояса, за I1fпринимают их общий момент инерции.

Проверяем стенку сварной балки на совместные действия всех напряжений на уровне верхних поясных швов по формуле

где σx= (Мx/Wx,А)hw /hб = (389090 / 18100,3) 146 / 150 = 20,92 кН/см2;

τ=QMSf /(Ix,ntw)= 347,72 ∙ 6719,2 / (1357524,1 ∙ 1,4) = 1,23 кН/см2

касательные напряжения в сечении с максимальным изгибающим моментом Мх, здесь Sf =Af,n(hf /2)= 90,8 (148 / 2) = 6719,2 см3– статический момент пояса относительно осих-х.

Рис. 9.4.Местные напряжения в стенке подкрановой балки

под колесом крана

Таблица 9.2