logo
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов M62 / Rukovodstvo_TO_TR_M62

2.5. Общие технические требования к способам восстановления сборочных единиц и деталей

2.5.1. При ремонте сборочных единиц и деталей подготовка к сварочно-наплавочным работам и пайке, приемка их после наплавки, сварки и пайки выполняются в соответствии с настоящим Руководством и действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов с соблюдением следующих требований:

сварочные и наплавочные работы производятся сварщиками, выдержавшими испытания согласно действующим Правилам по аттестации сварщиков и имеющими тарифный разряд, соответствующий выполняемой работе;

при подборе технологического процесса, типа электродов, режимов сварки, а также при подготовке деталей к сварке и наплавке руководствуются требованиями чертежей, действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов и настоящим Руководством. Контроль за качеством выполнения сварочных и наплавочных работ осуществляется мастером ремонтной бригады или заготовительного цеха;

детали тепловозов, ремонтируемые наплавкой или сваркой должны доводиться обработкой, как правило, до размеров, указанных в чертежах или в настоящем Руководстве;

замена клепаных и литых деталей тепловозов деталями сварной конструкции, а также укрепление этих деталей на тепловозах путем приварки производится только по утвержденным чертежам;

не допускается, чтобы в одном и том же соединении часть усилий воспринималась сваркой, а часть — заклепками или болтами, кроме случаев, когда сварной шов или заклепки и болты порознь полностью обеспечивают прочность соединения или заклепки и болты служат для прикрепления других деталей и в работе данного сварного соединения не участвуют;

сборочные единицы, имеющие неогнестойкую термо- и электроизоляцию или деревянные части, при сварочных работах разбираются и удаляются из мест со­прикосновений с нагреваемым металлом. Чисто обработанные поверхности деталей, электрические и неогнестойкие части тепловоза, расположенные вблизи мест сварки (при ее выполнении), должны закрываться асбестовым листом или другим огнестойким материалом во избежание попадания на них брызг расплавленного металла или касания их электродом. При электродуговой сварке обратный провод должен присоединяться по возможности ближе к месту сварки. Не должно допускаться воздействие сварочного тока на буксовые, якорные и другие подшипники качения тепловоза.

Запрещается производить наплавочные и сварочные работы при ремонте сборочных единиц и деталей в случаях:

несоответствия типов электродов требованиям установленной технологии для данных сварочных работ;

отсутствия оборудования, необходимого для термической обработки перед сваркой и после сварки, если это требуется по установленной технологии;

несоответствия температуры цеха или наличия сквозняков при сварке деталей, для которых обусловлены специальные требования температурного режима;

неправильной подготовки и разделки швов перед сваркой;

попадания воды или масла на место сварки;

неполного высыхания свежеокрашенных частей тепловоза;

неисправной изоляции токоподводящих проводов.

При ответственных сварочных работах по заварке трещин, вварке вставок и приварке накладок на рамах тележек, раме кузова, блоках дизеля, остовах электрических машин, воздушных резервуарах, подготовка их к сварке принимается мастером и после сварки в законченном виде - приемщиком локомотивов. Выполнение этих работ регистрируется в технических паспортах документации тепловоза.

На основании настоящего Руководства, действующей Инструкции по наплавочным и сварочным работам, а также технических условий рабочих чертежей, в депо разрабатываются конкретные технологические процессы на выполнение каждой ответственной сварочной работы. Каждый технологический процесс утверждается главным инженером депо.

2.5.2. В депо, имеющих необходимое оборудование, оснастку и условия, разрешается производить восстановление деталей тепловоза газотермическим (плазменным), порошковым напылением, электрометаллизацией с соблюдением утвержденных технических требований и действующих технологических инструкций.

2.5.3. В депо, имеющих необходимые условия, оборудование и оснастку, разрешается производить восстановление деталей тепловоза хромированием, кадмированием, лужением, осталиванием, меднением, цинкованием, оксидированием, никелированием с соблюдением утвержденных технических требований и действующих технологических инструкций.

2.5.4. Термическая обработка производится при изготовлении новых и отремонтированных (если это предусмотрено чертежом), а также при восстановлении физико-механических свойств металла по упругости, твердости, структуре и для снятия напряжения. Режимы термической обработки устанавливаются в зависимости от материала детали и требований чертежа по его структуре, прочности и твердости.