logo search
Техническая диагностика ПС / руководстваТОТР / Руководство по ТО и ТР тепловозов M62 / Rukovodstvo_TO_TR_M62

9.1.6. Поршень и кольца поршневые.

Поршни разбираются, их детали очищаются, осматриваются.

Головка поршня заменяется при наличии:

трещин выявленных дефектоскоппией;

высоты канавок под компрессионные кольца более допускаемой;

задиров, рисок, наклепа, схватывания метала глубиной более 0,3мм на поверхности сопрягаемой с тронком. При меньшей их глубине, дефектные места зачищаются наждачной шкуркой.

Зазор между головкой и тронком поршня более 0,1мм восстанавливается нанесением на сопрягаемую поверхность эластомера или заменой головки (тронка).

Проверяется высота и износ канавок под компрессионые и маслосъемные кольца.

Допустимая высота канавок для копмпрессионных колец не более-8,3мм, а маслосъемных не более –10,27мм.

Зазор по высоте между канавкой и новым компрессионным или маслосъемным кольцом соответственно должен быть не более 0,35мм. и 0,3мм При зазорах более допускаемых, тронк поршня заменяется. Кольцо, установленное в канавке поршня должно свободно проворачивется.

При повреждении резьбы под болт в теле головки поршня нарезается новая резьба другой градации. Тронк заменяется при наличии:

трещин любой величины и расположения;

рисок на основном металле глубиной более 0,1мм и шириной более 1мм или с размерами не превышающими браковочные, но количестве более 3штук.

При величинах менее браковочных, кромки рисок зачищаются шабером или наждачной шкуркой, а наклеп и схватывание металла шкуркой.

Определяется величина зазора между направляющей частью поршня и втулкой цилиндра, которая должна быть в пределах значений представленных в Приложении1.

Восстанавливается оловянистое покрытие тронка независимо от состояния. Толщина покрытия должна быть в пределах 0,02-0.03мм.

Кольца поршневые

Кольца поршневые (компрессионные и маслосъемные) подлежат замене при наличии:

трещин, сколов, изломов, забоин;

скалывание хрома;

продольных рисок по высоте кольца, глубиной более 0,4мм;

потемнения от пропуска газов на расстоянии более 20мм в каждую сторону от замка;

зазора в замке, превышающего допускаемый;

неприлегания более 20% к калибру;

износе и ослаблении посадки бронзового пояска;

высоты притирочной кромки у маслосъемочного кольца более 1,4мм. Измеряются зазоры в замке в свободном состоянии (по хорде штан генциркулем) и в рабочем состоянии (щупом в калиброванной шайбе Ø230+0,02мм

Допускаемые зазоры в замках поршневых колец в рабочем состоянии должны быть в пределах 1,4-2,2мм для компрессионных колец и 0,8-2,0мм для маслосъемных.

Замена деталей поршня.

Поршневые пальцы заменяются при наличии:

трещин любого размера и расположения (выявленных магнитным способом);

задиров и рисок глубиной свыше 0,2мм на рабочей поверхности.

При меньшей величине задиров, рисок и натиров они зачищаются шлифовальной шкуркой без острых кромок;

выкрашивания цементированного слоя .

Проверяется овальность пальца. Палец с овальностью менее 0.1мм или незначительным выкрашиванием цементированного слоя восстанавливается хромированием или осталиванием (слоем не более 0,1мм), а затем полируется.

Вставка заменяется при наличии трещин любого размера и расположения

Вмятины, забоины и наклеп на поверхностях, прилегающих к прокладке поршня, устраняются шабровкой или механической обработкой на станке с минимальным съемом металла.

Проверяется (на плите по краске) верхняя торцевая опорная поверхность вставки. Прилегание должно быть равномерным по окружности и не менее 75%. Неприлегание устраняется шабровкой.

Сорванная или снятая резьба под стопорный винт перенарезается на резьбу другой градации с заменой винта.

Втулки вставки заменяются при:

ослаблении посадки в теле вставки;

одностороннем износе или задирах бронзовой заливкой;

зазоре между втулкой и пальцем более 0,2мм .

Новые или восстановленные втулки запрессовываются во вставку (без выступания торцов втулок за поверхность вставки) путем нагрева вставки до t-100-150 0С или охлаждения втулки в жидком азоте с обеспечением натяга 0.12-0,15мм.

При запрессовке контролируется положение втулок во вставке. Торцы втулок не должны выступать над поверхностями вставки, а канавки должны находиться в верхней части втулок

Стакан поршня заменяется при наличии:

трещин и глубоких задирах на цилиндрической или сферической поверхностях;

зазора между стаканом и вставкой поршня более 0,15мм.

Мелкие натиры и риски на сферической поверхности стакана зачищаются с последующий притиркой ( в направлении качания шатуна) стакана по шатуну. Прилегание стакана к головке шатуна ( по краске) должно быть не менее 80%. Измеряется ( обмером сопрягаемых поверхностей двух деталей) и при необходимости восстанавливается (хромированием, осталиванием или заменой стакана ) зазор между стаканом и вставкой.

Прокладка, пружина, стопорное кольцо заменяются при наличии:

трещин, изломов, потери упругости;

местных изломов прокладки глубиной более 0.5мм;

при высоте пружины в свободном состоянии менее 44мм. Высота пружины под нагрузкой 23-27кгс должна быть не менее 28мм, а зазор между концами стопорного кольца ( после 3х кратного обжатия до соприкосновения стыков) не менее 40мм.

Детали поршня обмериваются. Изношенные и дефектные детали заменяютсся новыми.

При замене поршня необходимо определить суммарную высоту стальной и бронзовой прокладок, регулирующих величину линейного сжатия, измерив соответствующие размеры старого и нового поршней и вычислив высоту от плоскости под прокладки до верхней кромки головки для старого и нового поршней. Высота стальной прокладки постоянна и равна 0,5 мм. Требуемая величина линейного сжатия устанавливается путем подбора (по высоте) бронзовой прокладки. Группы и размеры (высота) бронзовых прокладок, изготавливаемых заводом, приведены в табл. 3.

Таблица 3

Группа

1

2

3

4

5

Высота, мм

5,00,1

5,40,1

5,80,1

6,20,1

6,60,1

Группа

6

7

8

9

10

Высота, мм

7,00,1

7,40,1

7,80,1

8,20,1

8,60,1

При замене поршня выбирается бронзовая прокладка той группы, высота которой ближе к требуемой. При отсутствии бронзовой прокладки требуемой группы, допускается использовать прокладки предыдущих групп, но при этом необходимо изготовить стальную прокладку высотой t2, определяемой по формуле

t2=h-t1, мм

где h - суммарная высота новых прокладок, мм;

t1 – высота вновь выбранной бронзовой прокладки, мм.

Минимально допустимая высота стальной прокладки 0,5 мм. Минимально допустимая высота бронзовой прокладки 5,0 мм. Если высота новой прокладки при подсчете получается меньше 5,0 мм, то необходимо дообработать тронк поршня или тронк и вставку поршня.

Замеряются также зазоры между кольцами и канавками нового поршня, которые должны соответствовать величинам, приведенным в приложении 1.

В случае замены поршня или вставки замерить щупом зазор между торцом вставки и стопорным кольцом. Величина зазора должна быть в пределах 0,25-0,45 мм, что обеспечивается шлифовкой торца стопорного кольца со стороны меньшего диаметра.

При замене вставки поршня необходимо измерить соответствующий размер у старой и новой вставок для определения необходимой суммарной высоты прокладок, регулирующих величину линейного сжатия. Подбор прокладок необходимо производить в соответствии с рекомендациями, приведенными в Руководстве по эксплуатации 4-14ДГУ.33РЭ.

Поршни, устанавливаемые на один ряд дизеля, не должны иметь разновес более 0,2 кг., а между рядами не более 0, 4 кг.

Перед сборкой поршня осматриваются все детали и зачищаются обнаруженные забоины, заусенцы, натиры и риски. Поршень, поршневые кольца и другие детали промываются в дизельном топливе или керосине, протираются и продуваются воздухом. При установке колец на поршень необходимо обратить внимание на то, что во вторую, третью и четвертую канавки поршня устанавливаются кольца, имеющие наклонную поверхность на торце. Эти компрессионные кольца устанавливаются наклонной поверхностью с маркировкой «верх» только в сторону камеры сгорания. Также необходимо следить за маркировкой в виде насечек на стыке у замка каждого кольца. На первом кольце сверху одна насечка, на втором – две насечки и т.д. При замене одного из колец на новом кольце необходимо нанести столько насечек, сколько их было на замененном.

Если при разборке поршень вынимался комплектно и отсоединялся от шатуна, для его сборки необходимо произвести следующее:

а) на сопрягаемые поверхности головки и тронка поршня наносится клей Фб, Ф40 или ГЭН-150(В). Головка и тронк соединяются болтами. Затяжка болтов производится в перекрестном порядке ключом 11Д45.181.27СПЧ усилием одного человека, моментом затяжки 40Нм5Нм (4кгсм0,5кгсм). Применение при затяжке болтов удлинителей рукояток ключа не допускается;

б) устанавливается в гнездо вставки пружина и стакан перетока масла, он располагается таким образом, чтобы обеспечить плотное прилегание к верхней головке шатуна. Смещение опорной поверхности стакана относительно оси поршневого пальца при сборке не допускается;

в) проверяется легкость хода стакана перетока масла в гнезде вставки, после чего устанавливается верхняя головкка шатуна во вставку и они соединяются поршневым пальцем;

г) проверяется на прилегание по краске поверхность вставки, контактирующая с бронзовой прокладкой. Прилегание к контрольной поверхности должно быть не менее 50% с равномерным распределением по всей площади. При необходимости поверхность вставки пришабривается. Устанавливаются прокладки на опорный пояс вставки (вначале стальная, затем бронзовая). Проверяется положение винта, фиксирующего прокладки. Винт должен утопать относительно торца прокладки не менее чем на 0,4 мм;

д) соединяется вставка (в сборе с шатуном) с поршнем. При помощи приспособления 30Д.181.4СПЧ-1 вводится стопорное кольцо в кольцевую канавку тронка поршня и замеряется щупом зазор между стопорным кольцом и нижней плоскостью вставки. При этом кольцо должно быть установлено так, чтобы торец его меньшего диаметра был обращен к торцу вставки;

е) при помощи приспособления 30Д.181.5СПЧ надеваются поршневые кольца, с расположением стыков смежных колец противоположно друг другу.