§ 1. Общие сведения
Гиперболоидными называют передачи со скрещивающимися осями, начальные поверхности которых являются гиперболоидами вращения (рис. 21.1) — аксоидами относительного движения1. Получили наибольшее распространение три разновидности передач: гипоидная (рис. 21.2), винтовая (см. рис. 20.3, в) и червячная (см. рис. 20.3, б). Последняя широко применяется в различных отраслях машиностроения.
В винтовых передачах начальной поверхностью является средняя часть гиперболоида (см. части А1 и А2 на рис. 21.1). Для упрощения изготовления колес гиперболоиды заменяют цилиндрами. В результате такой замены начальных поверхностей первоначальный контакт (в нагруженном состоянии) становится точечным, а колеса косозубыми цилиндрическими.
Винтовые механизмы могут передавать вращение между валами, скрещивающимися под любым углом, и обеспечивают бесшумное зацепление колес. В этом состоят главные достоинства механизмов, используемых для передачи малых мощностей и в кинематических цепях приборов.
......................................................
1Аксоида — геометрическое место мгновенных осей вращения, полученное в относительном движении.
Рис. 21.1. К образованию гиберболоидных передач Рис. 21.2. Гипоидная передача
Геометрический расчет винтовых передач производят так же, как и расчет косозубых передач.
Приближенную оценку прочности можно производить по методике расчета косозубых передач.
В гипоидных передачах начальной поверхностью является расширяющаяся часть гиперболоида (см. части В1 и В2 на рис. 21.1). Для упрощения изготовления колес этих передач гиперболоиды заменяют усеченными конусами, и передача вращения осуществляется коническими колесами с прямыми или криволинейными зубьями. Но вершины конусов колес не пересекаются, они скрещиваются обычно под углом 90° (см. рис. 21.2).
Начальный контакт прямозубых колес — точечный; колеса с криволинейными зубьями могут иметь контакт в виде линии.
Гипоидные передачи применяют иногда для передачи вращения от одного вала к нескольким валам.
Существенными недостатками винтовых и гипоидных передач являются точечный контакт зубьев и их взаимное продольное скольжение (особенно в винтовых передачах). В связи с этим ухудшаются условия смазывания, возникает повышенный износ и часто наступает заедание (особенно в гипоидных передачах).
Гипоидные передачи благодаря несколько иным условиям контактирования имеют большую несущую способность. Их прочность приближенно может быть оценена по методике расчета конических передач.
Для увеличения износостойкости зубьев винтовых передач их колеса изготовляют из материалов с хорошими антифрикционными свойствами. Обычно пары колес составляют из материалов: сталь — бронза, сталь — чугун, сталь — текстолит и др.
Для предотвращения заедания гипоидных колес их изготовляют из сталей с высокой твердостью поверхности, применяют противозадирные смазочные материалы (гипоидное масло и др.).
Червячная передача представляет собой винтовую передачу, у которой ведущее колесо (червяк) выполнено с малым числом зубьев, а ведомое (червячное) колесо имеет большое число зубьев. Угол скрещивания осей обычно составляет 90°.
В зависимости от формы делительной поверхности различают червяки цилиндрические и глобоидные (рис. 21.3).
Цилиндрические червяки по ГОСТ 18498 — 73 могут иметь три различные формы рабочей поверхности витков. Архимедов червяк имеет трапецеидальный профиль в осевом сечении и торцовый профиль в форме архимедовой спирали. Эвольвентный червяк также имеет линейчатую поверхность витка в осевом сечении, но торцовый профиль является эвольвентой окружности. Конволютный червяк в отличие от эвольвентного червяка имеет торцовый профиль в форме удлиненной или укороченной эвольвенты.
Их нагрузочная способность приблизительно одинаковая. Архимедов червяк может быть нарезан на обычных токарных и резьбофрезерных станках (специальные станки не требуются), однако шлифование (доводка после термообработки) затруднено. Поэтому архимедовы червяки широко применяют в передачах, если твердость червяка до НВ 350 приемлема.
Эвольвентные червяки применяют при необходимости получения высокой твердости (HRC > 45) и малой шероховатости рабочих поверхностей витков, так как их шлифование после термообработки не сопряжено с техническими трудностями.
Достоинства червячных передач состоят в возможности получения больших передаточных отношений в одной ступени (обычно, реже), плавности и бесшумности работы, возможности самоторможения.
Основной недостаток передач — низкий КПД. Это ведет к большому тепловыделению и часто требует применения специальных устройств для отвода тепла (обдув, оребрение корпуса и др.). Это, а также необходимость применения цветных металлов существенно ограничивает области использования червячных передач.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров