§ 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
Этот расчет является основным для зубьев открытых передач*. На изгиб рассчитывают также зубья закрытых передач при высокой поверхностной твердости зубьев.
Прямозубые и косозубые цилиндрические передачи. Точный расчет зуба возможен лишь методами теории упругости. В инженерном расчете зуб рассматривают как консольную балку постоянного сечения (рис. 20.28) и по формулам сопротивления материалов определяют номинальные напряжения. Уточнение расчета производится, как обычно, введением теоретического коэффициента концентрации напряжений.
Прямозубые передачи. В расчете полагаем, что усилие в зацеплении передается лишь одной парой зубьев, что справедливо для колес 8-й степени точности и более низкой. Ошибки их изготовления не гарантируют наличия двухпарного зацепления, зуб нагружен силой Fn направленной по линии зацепления. Влиянием сил трения пренебрегаем ввиду их малости (коэффициент трения при наличии в контакте смазочного материала).
Рис. 20.28. К расчету на изгиб зуба
........................................
* В настоящее время используют редко, лишь в случаях, когда установка колес в защитный кожух или специальный корпус связана со значительными конструктивными и технологическими трудностями.
Силу Fn, не внося больших погрешностей, можно перенести на ось симметрии. Под действием силы Fn в опасном сечении (у основания) зуба будут действовать изгибающий момент Ми, перерезывающая Q и продольная (сжимающая) Fсж силы:
где плечо изгибающего усилия.
Напряжения изгиба, возникающие в крайних волокнах опасного сечения (у основания зуба):
здесь Ми и Fсж — изгибающий момент и сжимающая сила; Wи и А — момент сопротивления изгибу и площадь сечения зуба; — плечо изгибающего усилия;S1 — толщина зуба в опасном сечении; — угол направления усилия(см. рис. 20.8, 20.23). Касательные напряжения в крайних волокнах модели зуба равны нулю. При написании последних равенств силаFn выражена через окружную силы Ft , действующую на делительной окружности [см. формулу (20.15)]. Суммарное номинальное напряжение на растянутой стороне в опасном сечении
Отметим, что напряжения на растянутой стороне меньше, чем на сжатой. Однако экспериментально установлено, что поверхностные слои материала зуба оказывают меньшую сопротивляемость переменным растягивающим напряжениям, чем напряжениям сжатия. Поэтому наиболее опасны напряжения, возникающие на растянутой стороне зуба.
Последнее соотношение представим в виде
(20.21)
где — коэффициент формы зуба при расчете по номинальным напряжениям; т — модуль зуба; — удельная расчетная окружная сила1
Рис. 20.29. Распределение относительных напряжений на контуре зубьев (1Н/мм) колес(m= 1 мм, z =40) при различных смещениях:
а - х = -1; б - х = 0; в - х = 1
С учетом формулы (20.20) при =1
(20.22)
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (табл. 20.1);KFv -коэффициент динамической нагрузки (см. табл. 20.2, ).
Безразмерный коэффициент
равен номинальным растягивающим напряжениям в основании зуба с модулем т = 1 мм при окружной силе wFt = 1 Н/мм.
Из-за концентрации напряжений, вызванной изменением формы тела вблизи переходной поверхности, местные напряжения будут больше номинальных(рис. 20.29). Концентрация напряжений вблизи переходной поверхности и в зоне контакта хорошо видна на картине полос (рис. 20.30), полученной методом фотоупругости (наибольшие напряжения соответствуют наибольшей частоте полос).
Местные напряжения в опасном сечении
где — теоретический коэффициент концентрации напряжений, или с учетом равенства (20.21)
……………………….
1Здесь и далее индексF указан для параметров, связанных с расчетом напряжений изгиба в зубьях передач.
Рис. 20.30. Интерференционные полосы при статическом изгибе модели зуба из оптически активного материала
(20.23)
здесь—коэффициент формы зуба. Зависимость от числа зубьевz и коэффициента смещения х приведена на рис. 20.31.
Рис. 20.31. Зависимость коэффициента формы зуба по местным напряжениям YF от числа зубьев г и коэффициента смещения х при приложении нагрузки к вершине зуба при исходном реечном контуре по ГОСТ 13755 — 81
Косозубые передачи1. У косозубых передач суммарная длина контактных линий больше ширины колесачто приводит к пропорциональному снижению напряжений изгиба.
Для косозубых передач
(20.24)
где - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев; — коэффициент, учитывающий наклон зубьев,
С учетом зависимости (20.20) условие прочности зуба по допускаемым напряжениям примет вид
(20.25)
где — допускаемое напряжение изгиба (см. ниже).
Выразим неизвестную окружную силу Ft через вращающий момент на шестерне Т1 (в Н• м) и примем, что ширина колеса ,тогда из условия (20.25) после несложных преобразований получим
(20.26)
где Km — коэффициент, при средних значениях величин , и KFv можно принимать:
Кт = 14 - для прямозубых передач, = 11,2 -для косозубых передач;- коэффициент ширины колеса,- для колес, расположенных между опорами (большее значение берется для колеса в середине пролета);— для колес на консоли;YFl — коэффициент формы зуба шестерни. Для косозубой шестерни YFl принимают также из рис. 20.31 для числа зубьев эквивалентного прямозубого колеса zlv (см. с. 334).
Значение модуля округляют до ближайшего значения из ряда модулей по ГОСТ 9563-60 и по принятому значению модуля находят размеры колес (см. с. 328). Ширина шестерни в прямозубой передаче выполняется несколько больше номинальной ширины
Для косозубых колес должно быть
.
…………………………………………
1При наличии абразивного изнашивания суммарная длина контактных линий уменьшается, поэтому косозубая передача в качестве открытой не используется.
Для компенсации неточностей установки в осевом направлении ширина колеса делается несколько уже шестерни
bw2 = bwl - (0,20,4)m.
Значения bw1 и bw2 округляют по ГОСТ 6636 — 69.
Из формулы (20.26) видно, что модуль и, как следствие, габариты передачи могут быть уменьшены главным образом за счет повышения прочности материала колес, а также путем уменьшения концентрации нагрузки вдоль зуба (уменьшения и увеличения).
Мелкомодульные колеса предпочтительны по условиям плавности хода и экономичности, однако крупномодульные колеса менее чувствительны к перегрузкам, неоднородности материала и погрешности их изготовления в меньшей степени влияют на прочность зубьев. Поэтому для силовых передач принимать т < 1,5 мм не следует.
Конические передачи. Их расчет аналогичен расчету прямозубой цилиндрической передачи.
Условие прочности зуба конического колеса имеет вид
(20.27)
где wFt — расчетная удельная окружная сила; YF — коэффициент формы зуба, определяется по графику на рис. 20.31 при эквивалентном числе зубьев [ см. с. 336];
0,85 — экспериментальный коэффициент, учитывает пониженную нагрузочную способность конических передач по сравнению с цилиндрическими из-за конструктивных особенностей; тtm — модуль в среднем нормальном сечении зуба.
Основными (чертежными и производственными) размерами для конических колес являются размеры на большем торце. Модуль в этом сечении (см. рис. 20.18)
Способ нарезания конических колес не требует стандартизации модулей тtа и тtm и они могут иметь любое значение. Для удобства контроля размеров желательно выбирать полученное из расчета и округленное до стандартного (ГОСТ 9563-60) значение тta.
Отметим, что в качестве расчетного принято среднее сечение зуба. Между тем расчет можно отнести к любому сечению, так как все поперечные сечения зуба остаются геометрически подобными и удельная нагрузка линейно возрастает пропорционально удалению сечения от вершины делительного конуса.
Рис. 20.32. К расчету контактной прочности зубьев
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров