§ 16. Конструкции зубчатых колес
Конструктивные формы колес в значительной мере определяются их размерами (преимущественно диаметром), видом производства (единичное, серийное и др.) и способом соединения с валом (насадные колеса и шестерни-валы, изготовленные заодно с валом).
Рис. 20.38. Конструкции колес
Диаметр колес, объем (вид) производства и возможности предприятия-изготовителя предопределяют способ получения заготовок. Колеса небольших диаметров (менее 100—150 мм) изготовляют обычно цельными из штампованных заготовок без углублений (рис. 20.38, а). Колеса большего диаметра (до 400 — 500 мм) выполняют (для облегчения) с углублениями и отверстиями (рис. 20.38, б). В единичном и мелкосерийном производстве заготовки таких колес получают из сортового проката или поковок, полученных свободной ковкой (см. рис. 20.38, б), а в крупносерийном и массовом производствах — штамповкой (рис. 20.38, в). Колеса больших диаметров (свыше 400 — 500 мм) изготовляют сварными (рис. 20.38, г) в единичном и мелкосерийном производстве и литыми (рис. 20.38, д) в крупносерийном и массовом производстве.
Зубчатый венец изготовляют заодно целое с валом (шестерня-вал), если толщина обода в месте, ослабленном шпоночным пазом, будет меньше 2,5 т (рис. 20.38, е, ж), а также при высоких требованиях к точности центрирования колеса на валу.
Зубчатые колеса устанавливают с фиксацией в радиальном и осевом направлениях. В радиальном направлении зубчатые колеса фиксируют посадкой, которую назначают в зависимости от величины передаваемой нагрузки и частоты разборки.
При небольших нагрузках и частых разборках применяют переходные посадки H 7/k6, Н7/т6 и др., при которых в соединении возможен как небольшой натяг, так и некоторый зазор. Для передачи вращающего момента в этом случае используют шпонки, шлицы и штифты. При редких разборках применяют посадки Н7/п6 и Н7/р6. Колеса с указанными посадками должны фиксироваться в осевом направлении пружинными кольцами, установочными винтами или распорными втулками, гайками и др.
При передаче высоких вращающих моментов, а также при работе в условиях вибраций (высокоскоростные передачи) зубчатые колеса устанавливают на валах на прессовых посадках H7/r6, H7/t6, H7/u6. и др., при которых натяг в соединении находится в пределах (0,0002-0,002) dB, где dB - диаметр вала. В этом случае не требуется использовать шпонки и шлицы для передачи вращающего момента.
Для общего ознакомления с конструкцией зубчатых передач на рис. 20.39 показана коробка передач. Вращающий момент
Рис. 20.39. Коробка передач
с ведомого шкива 1 ременной передачи через вал 9 передается на зубчатое колесо 7 (соединенное с валом с помощью шпонки 13) и далее через блок колес 16 на выходной вал 15. Блок 16 может перемещаться (с помощью рукоятки) вдоль оси вала 15 по шлицам и входить в зацепление также с колесом 10 или 6. В результате выходной вал может иметь три различные ступенчато изменяемые частоты вращения (в зависимости от передаточного отношения пары колес).
Колеса 6, 7 и 10, а также шкив соединены с валом с помощью шпонок 2 и 13, их осевое положение зафиксировано с помощью крышек 4 и 12 через кольца (втулки) 8 и 11 и подшипники 5 и 14 — опоры вращающегося вала. Шкив зафиксирован в осевом направлении с помощью шайбы 3. Для упрощения сборки и изготовления корпус коробки имеет два горизонтальных разъема, в плоскости которых лежат оси валов.
Для повышения долговечности колес и подшипников применено картерное смазывание. Смазочный материал (индустриальные масла И-5А, И-8А и И-12А и др.) заливается в корпус так, чтобы погруженные в него колеса обеспечили бы устойчивое смазывание зацепления и подшипников.
Пример. Спроектировать прямозубую цилиндрическую передачу одноступенчатого редуктора при следующих параметрах:Т1* = 50 Н • м; n = 1000 об/мин; п2 — 250 об/мин. Ресурс работы передачи 1 год, работа двухсменная с коэффициентом часовой загрузкиvч= 0,5. Передача нереверсивная, нагрузка с малыми толчками (коэффициент режимакр =1,2).
Решение. 1. Вычисляем расчетный вращающий момент
T1=kpT1*= 1,2*50=60 Н*м.
2. Определяем передаточное отношение передачи
i=n1/n2= 1000/250 = 4.
3. В качестве материала колес принимаем сталь 40Х с термообработкой рабочих поверхностей ТВЧ до твердости HRС 45 — 50; твердость сердцевиныНВ 250300.
4. Определим допускаемые контактные напряжения:
а. Предел контактной выносливости стали 40Х для выбранной термообработки, соответствующий базовому числу циклов, находим, используя соотношение из табл. 20.4:
МПа
б. Базовое число циклов определяем путем линейной интерполяции по табл. 20.5 для нижнего предела твердости рабочих поверхностей зубьев HRC 45:
в. Вычисляем фактическую продолжительность работы в часах в течение одного года (300 рабочих дней) при работе в две смены по 7 ч с коэффициентом v4= 0,5:
t = 300*7 *2*0,5 = 2100 ч
и по формуле (20.33) находим фактическое (суммарное) число циклов нагружения (NFE — NHE): для шестерни
для колеса (i =и)
г. По формулам на с. 360 определяем коэффициенты долговечности : для шестерни так какдля колеса
д. Предел контактной выносливости поверхностей зубьев, для шестерни
МПа
для колеса
МПа
е. По формуле (20.35) при SH = 1,2 и произведенииZRZvKLKxH = 1 находим предварительное значение допускаемого контактного напряжения: для шестерни
МПа;
для колеса
МПа.
5. По формуле (20.30) находим ориентировочное значение диаметра начальной окружности шестерни, принимая предварительно (см. табл. 20.1);(см. табл. 20.2):
мм
Так как при вычислении допускаемых контактных напряжений и диаметра шестерни принимали предварительные значения расчетных коэффициентов, то найденное значение dwl уточняют путем повторного расчета (одного или нескольких) с уточненными значениями коэффициентовZR, ...,КхН, KHv, ..., (см. рекомендации в справочной литературе или данные на с. 359). Расчеты проводят до тех пор, пока значенияdwl для двух последовательных приближений не будут отличаться более чем на 5-8%. Обычно второе приближение обеспечивает расчету надлежащую точность.
6. Ограничиваясь данными предварительного расчета и принимая = 18, определим приближенное значение расчетного модуля
Округляем полученное значение до ближайшего большего стандартного значения т = 2,5 (ГОСТ 9563-60).
7. Проверим прочность зубьев по напряжению изгиба:
а. Предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов NF0= 4 • 106, для принятой обработки стали по табл. 20.3Flim= 600 МПа.
б. Принимая NFE1 =NHE1 иNFE2=NHE2, вычислим коэффициенты долговечности.
Так как NFEl > NFO и NFEi > NFO, то принимаемKFL1 = KFL2=1.
в. Находим пределы выносливости, соответствующие фактическому числу циклов нагружений (см. с. 359):
= 600 • 1 = 600 МПа.
г. По формуле (20.32) определяем допускаемое напряжение изгиба, принимая YR = 1,05;Ys = 1,08 - 0,16lg2,51,03;KxF 1;SF -=1,4 для поковок
1,03• 1 = 463 МПа.
8. Используя зависимость (20.25) и связь между вращающим моментом и окружной силой, найдем соотношение для определения напряжений изгиба в зубе шестерни
По графикам на рис. 20.31 находим YF = 4,23; определяем окружную скорость
м/с
и из табл. 20.2 принимаем KFv = Kv = 1,15. Коэффициент = 1,08 при симметричном расположении шестерни.
Учитывая, что для прямозубой передачи = 1, и полагая, что вся нагрузка воспринимается одной парой зубьев (= 1), вычисляем
МПа
Следовательно, условие прочности выполняется.
9. Далее, при т = 2,5 мм,= 18,х1= х2 = 0,и=4 4 по формулам, приведенным на с. 328, вычисляют размеры колес.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров