§ 5. Клеевые соединения
Клеевые соединения получили в последние годы широкое распространение во многих отраслях машиностроения благодаря появлению клеящих материалов на основе синтетических полимеров, которые обеспечивают склеивание практически всех материалов промышленного значения (стали, сплавы, медь, серебро, древесина, пластики, фарфор, ткани, кожа и многие другие), а также возможности склеивания металлов и неметаллов. Иногда склеивание представляет собой единственный способ соединения разнородных материалов в ответственных конструкциях.
Применение клеев в металлических конструкциях позволяет надежно и прочно соединять разнородные металлы разной толщины, исключать более дорогие заклепочные, сварные и болтовые соединения. Клеевые швы не ослабляют металл, как при сварке или сверлении отверстий под болты, они не подвержены коррозии и часто герметичны без дополнительного уплотнения.
Клеевые соединения превосходят заклепочные и сварные соединения при работе на срез.
Основные недостатки соединений:
а) старение со временем, вызывающее существенное снижение прочности;
б)невысокая теплостойкость (рабочая температура обычно не свыше 300 °С);
в)необходимость сложной оснастки для изготовления конструкций сложного профиля.
Процесс склеивания обычно состоит из следующих стадий:
1)превращения клеящего вещества в состояние, пригодное пня нанесения на поверхность склеиваемого материала (раст-порение, расплавление, приготовление клеящей пленки и т. д.);
2) подготовки поверхности склеиваемых материалов (увеличение шероховатости, различные виды химической или физико-химической обработки);
3) нанесения клеящего вещества;
4) превращения клеящего вещества в клеевой слой, соединяющий материалы при соответствующей температуре, давлении и времени выдержки.
Применение в промышленности получают клеи, обладающие коррозионной неактивностью, нетоксичностью, грибо-, водо- и атмосферостойкие с высоким сопротивлением старению и способностью к длительному хранению.
Наибольшее распространение получили два вида клеевых соединений — нахлесточное и телескопическое, которые различаются по характеру требуемого клея. Для телескопического соединения требуется жидкий клей, возможно холодного от-перждения. Для нахлесточного соединения обычно нужен высокопрочный клей, например, пленочный.
В отличие от сварного клеевое нахлесточное соединение сопряжено по поверхности контакта элементов. Прочность соединения пропорциональна площади склеивания. Большего повышения прочности можно достичь увеличением ширины нахлестки, нежели длины нахлестки (из-за неравномерного распределения нагрузки по длине соединения, см. рис. 29.7).
Конструкции клеевых нахлесточных соединений показаны на рис. 29.15, α —κ.
При проектировании клеевых соединений надо учитывать, что они имеют обычно достаточно большую прочность при
а-сгыковое; б, в — нахлесточное; г — усовое; д — нахлесточное с подсечкой;e-стыковое с накладкой; ж — то же, с двойной накладкой; з — стыковое сутопленой двойной накладкой; и — полушиповое; к — стыковое со скошенными накладками
сдвиге и невысокую прочность при отдире и раскалывании. Простейшие способы устранения отдира показаны на рис. 29.16.
Прочность при сдвиге нахлесточных соединений с различными клеями после двухмесячной выдержки составляет 10 - 33 МПа (табл. 29.5).
Прочность клеевого соединения зависит от толщины клеевого слоя. Обычно толщина слоя составляет 0,05 — 0,15 мм и зависит от вязкости клея и давления при склеивании.
Условие прочности при срезе нахлесточного соединения обычно имеет вид
где bи l — ширина и длина нахлестки.
Контроль качества соединений осуществляют разрушающими и неразрушающими методами (например, рентгеновским методом, инфракрасными лучами и т. д.).
Пример. Рассчитать сварное соединение уголка и полосы (рис. 29.17) из стали СтЗ при статической нагрузке F = 300 кН. Сварка ручная.
Таблица 29.5. Прочность при сдвиге соединений алюминиевого сплава различными клеями в условиях повышенной влажности
Клей | Прочность при сдвиге τ, МПа | |
| в исходном состоянии | после выдержки в течение 60 сут |
Эпоксидный Поливинилацетальфеновый Фенолонитрилкаучуковый Полиуретановый Эпоксинайлоновый | 21 28 38,5 16,1 42 | 19,6 25,2 33,6 10,2 16,1 |
Решение. 1. Из условия прочности уголка по допускаемым напряжениям [σρ] = 160 МПа определяем площадь его сечения
и no ГОСТ 8509 - 77 принимаем уголок 100 * 100 * 10 мм, для которою aι = 28,3 мм, аг = 71,7 мм.
2. По табл. 29.1 находим допускаемое напряжение среза в шве I τш] =0,6 [σρ] =0,6*160 = 96 МПа и по формуле (29.4) при кр = s = 10 мм (s - толщина уголка) вычисляем требуемую длину шва
3. Принимая, что соединение уголка с листом может быть выполнено лишь фланговыми швами (L < 60/е), по формуле (на с. 476) находим их длину
l1=L*(a2/(a1+a2))=446*(71.7/(28.3+71.7))=320мм
l1=L(a1/(a1+a2))=446(28.3/(28.3+71.7))=126мм
Если соединение выполнить одним лобовым швом длиной / = ■ 100 мм (см. рис. 29.17), то суммарная длина фланговых швов
L* = L - l = 446 - 100 = 346 мм
и длина фланговых швов l1* = 248 мм и l2, = 98 мм.
Таким образом, за счет лобового шва удается уменьшить метал-иосмкость соединения.
Фактическую длину сварных швов назначают на 10-15 мм больше расчетной для компенсации ослабления швов из-за дефектов (исмровара в начале и кратера в конце).
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров