logo
Курс лекций по ДМ

§ 1. Общие сведения

Муфтами называют устройства, предназначенные для передачи вращения между валами совместно работаю­щих частей (агрегатов) машин, между частями составных валсов (в валопроводах), а также для соединения валов с располо­женными на них деталями1 (зубчатыми колесами, звездочками и т. д.). Помимо соединительных функций (кинематических, и силовых) муфты часто выполняют одновременно и другие функции, например:

1) управление работой — включение и выключение испол­нительного механизма при работающем двигателе, облегчение запуска машины и др. реализуется с помощью управляемых муфт;

2.) регулирование параметров — ограничение частоты враще­ния (максимальной или минимальной), предохранение деталей и машин от случайных (недопустимых) перегрузок осуществля-стся предельными муфтами;

1 Здесь рассматриваются лишь приводные механические муфты

3) компенсация погрешностей монтажа и связанных с ними отрицательных последствий — компенсация неточностей в отно­сительном расположении валов (продольном, поперечном, угло­вом), возникающих при монтаже оборудования; ослабление вибраций, толчков и ударов — с помощью компенсирующих муфт.

По характеру соединения валов муфты подразделяют на нерасцепляемые (постоянные) и сцепные (управляемые и само­управляющиеся).

Основной нагрузочной характеристикой муфты являются допускаемый вращающий момент Ттабл указываемый в ее пас­порте вместе с размерами, массой и другими данными.

Наибольший длительно действующий вращающий момент для муфты

где к — коэффициент, учитывающий режим работы, к = к1к2; k1 — коэффициент безопасности, учитывающий характер послед ствий при выходе из строя; к1= 1,-1,8; к2 -коэффициент, учитывающий характер передаваемой нагрузки, к2 = 1,0 - 1,5 (меньшие значения принимают при спокойной нагрузке, боль­шие — при ударной, реверсивной нагрузке).

Муфты разнообразны по конструкции, наиболее распростра­ненные из них стандартизованы. Ниже рассмотрены наиболее распространенные конструкции.