§ 1. Виды механизмов и их назначение
Фрикционными передачами называют передачи трением. На рис. 19.1, а показана схема простейшей передачи, содержащей ведущий / и ведомый 2 катки, а также стойку 3 (несмещаемую опору) и ползун 4 (смещаемую под действием силы Fr опору).
Если к ведомому катку приложен момент сопротивления T2 (внешняя нагрузка), то для его преодоления требуется
Рис. 19.1. Фрикционные механизмы
полезная окружная сила
(19.1)
где r2 — радиус второго катка; FTP — сила трения, возникающая между контактирующими катками;
FTP = Fr f
здесь f — коэффициент трения качения, f = 0,05 — для пары роликов из стали или чугуна при работе в масле, f =0,1 ..0,15 — для пары сталь — текстолит или фибра без смазывания.
Для предотвращения проскальзывания в процессе работы(из-за износа, вибрации, перегрузки и т. д.) создают запас
Сцепления . Обычно принимают в силовых пере-Ft
дачах К = 1,25 ..1,5, а в приборах - К = 3.
Отсюда необходимое усилие прижатия катков
Обратим внимание, что усилие Fr оказывается существенно большим, чем сила Ft; например, при К = 1,25 и f = 0,05 Fr = 25 Ft. Это требует часто применения специальных нажимных устройств, увеличенных габаритов подшипников, жестких валов.
Рабочие поверхности тел качения могут быть также коническими (рис. 19.1,6), сферическими и др. Кроме внешнего контакта катков нередко используют передачи с внутренним контактом катков (рис. 19.1, в).
Необходимое усилие прижатия в конической передаче (см. рис. 19.1,6)
где δ1 — угол наклона образующей к оси катка.
В приборах (например, лентопротягивающих устройствах), транспортных машинах и др. используют механизмы (рис. 19.1, г), преобразующие вращательное движение ведущего звена-катка / в поступательное движение ведомого звена 3. Прижатие к ведущему звену ведомого может осуществляться силой тяжести последнего или, например, с помощью свободно вращающегося катка 2.
Прижатие катков является необходимым условием работы передач. Его осуществляют на практике либо постоянной силой, либо усилием, регулируемым при изменении внешней нагрузки. Постоянное прижатие получают за счет предварительной деформации при сборке упругих элементов системы (например, катков), использованием сил тяжести, установкой пружин (рис. 19.2). Регулируемое прижатие требует применения специальных нажимных устройств (винтовых, шариковых и др.), обеспечивающих Ft /Fr = const.
Механизмы описанных видов имеют постоянное передаточное отношение. Однако с помощью катков несложно образуется механизм с регулируемым передаточным отношением, называемый вариатором. На рис. 19.2, а показан лобовой вариатор, в котором ведущий каток 1 может перемещаться по своему валу (вдоль оси) в осевом направлении (как показано стрелками).
Рве. 19.2. Лобовой вариатор:
а — схема; б — сечение
стрелками). При этом передаточное отношение плавно изменяется по мере изменения радиуса R. Если каток 1 будет на «оси» катка 2, то последний не будет вращаться. При переводе катка 1 в левую часть катка 2 изменится направление вращения ведомого вала (реверсивное вращение).
В вариаторе, показанном на рис. 19.3, изменение радиуса контакта ведомого звена с ведущим достигается за счет конической формы катка. На практике используют и другие виды вариаторов - торовые (рис. 19.4), клиноременные и др.
Фрикционные передачи применяют в кинематических цепяхприборов для обеспечения плавности движения, бесшумности и безударного включения. Фрикционные вариаторы применяют для обеспечения бесступенчатого регулирования скорости в станкостроении, текстильных, бумагоделательных и других машинах. Передаваемые мощности обычно составляют до 10 кВт. При больших мощностях трудно обеспечить необходимое усилие прижатия катков.
Рис. 19.3. Схема конусного вариатора Рис. 19.4. Торовый вариатор
Основные недостатки передач: высокие нагрузки на валы от прижатия катков; износ катков и неизбежное проскальзывание.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров