§ 2. Точность изготовления деталей
Взаимозаменяемость и стандартизация. Взаимозаменяемость — принцип конструирования и производства деталей, обеспечивающий правильную сборку и замену при ремонте независимо изготовленных деталей и узлов без дополнительной их обработки с соблюдением требований качества и экономичности 1.
1 Предложен и реализован впервые в конце XIX в. в производстве винтовок.
Взаимозаменяемость имеет народнохозяйственное значение, она позволяет повысить производительность сборки, удешевить производство изделий, обеспечить производство запасных частей и узкую специализацию производства, кооперирование производств и получить другие положительные эффекты. Взаимозаменяемость деталей и узлов может быть полной и неполной. В последнем случае правильное соединение деталей и узлов обеспечивается лишь для их части, изготовленной с высокой (надлежащей) точностью. Другую часть деталей, изготовленных менее точно, собирают путем подбора, с использованием компенсаторов и различных технологических средств.
Для обеспечения взаимозаменяемости деталей, узлов и комплексов и упорядочения их производства в масштабах предприятия, отрасли, республики, страны, группы стран существуют стандарты: предприятия — СТП, отрасли — ОСТ, государственные - ГОСТ, СЭВ - СТ СЭВ, международные - МС. Их соблюдение является обязательным на всех этапах производства, сбыта и эксплуатации изделий.
Размеры. Геометрические параметры деталей количественно оценивают размерами. Размеры, проставляемые на чертежах деталей или соединений, называют номинальными. Их получают из расчетов или принимают из конструктивных соображений и округляют до ближайшего из ряда по ГОСТ 6636 — 69 «Нормальные линейные размеры».
При изготовлении деталей действительный размер лишь случайно может совпасть с заданным, так как большое число факторов (неточности изготовления инструментов, оборудования) влияет на точность и неизбежно приводит к появлению погрешностей обработки (в размерах и форме деталей). При этом под точностью понимают близость результатов изготовления предписанным значениям.
Количественные меры точности — погрешности — представляют собой разности полученных и предписанных значений того или иного размера.
Установлено, что для обеспечения правильной сборки и нормальной работы детали могут иметь некоторое рассеяние размеров относительно номинальных значений. Экономически целесообразные предельные отклонения размеров деталей определяются единой системой допусков и посадок, установленной ГОСТ 25347-82 и ГОСТ 25346-82.
Рис. 17.1. Предельные размеры отверстия и вала, определяющие поля допусков
Допуски. Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами называют допуском. На рис. 17.1 в качестве примера показаны совмещенные по образующей цилиндрические отверстия (а) и валы (б) с номинальными и предельными величинами диаметров. ГОСТ 25346 — 82 установлены следующие обозначения: допуск размера IT=d max - dmin; верхнее отклонение вала es = d max — d (для отверстия ES); нижнее отклонение вала ei =
d min — d (для отверстия EI);
Величины отклонений могут быть положительными и отрицательными (первые откладываются вверх, а вторые — вниз от нулевой линии при схематическом изображении поля допуска). Расположение поля допуска относительно нулевой линии принято обозначать буквой (или двумя буквами) латинского алфавита — прописной для отверстий и строчной для валов (например, Н9, JS8, h8, J,7 и т. д.).
При увеличении допуска на размер требования к точности снижаются и деталь в изготовлении будет более простой и дешевой. При одном и том же допуске деталь большего размера изготовить сложнее, чем деталь меньшего размера. Поэтому величину допуска IT назначают в зависимости от диаметра, вводя единицу допуска i = 0,45+ 0,001d, мкм, (здесь d в мм), и IT= ai.
В зависимости от числа а единиц допуска i в допуске IT стандартом установлено 19 квалитетов (классов) точности: 01, 0, 1, 2, 3, 4, ' 5, ..., 17. При этом допуски в квалитетах 01, ..., 4 предназначены для концевых мер длины, калибров, измерительных инструментов и др.; квалитеты 5, ..., 13 дают допуски для сопрягаемых размеров деталей, а в квалитетах 14,..., 17 даются допуски для несопрягаемых (свободных) размеров.
Величины верхнего и нижнего предельных отклонений указываются на чертежах тремя способами:
1. Числовыми значениями предельных отклонений; указываются мелкими цифрами (мм) за номинальным размером; отклонения, равные нулю, не проставляются. Отклонения могут иметь одинаковые или разные знаки, например: или
Условным обозначением поля допуска, состоящим из буквы и цифры, обозначающей квалитет; например, 12e8,20h10.
Одновременным указанием поля допуска и цифровыхзначений отклонений (в скобках), например,
12e8( ) ,20h10(-0.084)
Характер сопряжения (посадки) двух соосных цилиндрических деталей (охватываемой — вала и охватывающей — отверстия) зависит от их действительных размеров, т. е. посадка образуется сочетанием полей допусков вала и отверстия. Если диаметр отверстия больше диаметра вала, то в соединении между ними будет зазор (положительная разность диаметров), обеспечивающий свободное осевое и окружное перемещение одной детали относительно другой. Если размер отверстия меньше размера вала (отрицательная разность размеров), то в соединении образуется натяг.
Рис. 17.2. Предельные размеры отверстия и вала, определяющие поля допусков
Существуют две системы образования посадок: система отверстия и система вала.
В основе системы отверстия лежит независимость размера отверстия от вида посадки, т. е. предельные отклонения данного размера отверстия одинаковы для всех посадок. Различные посадки создаются путем изменения предельных отклонений размеров вала. Отверстие в этой системе называют основным, его поле допуска обозначают буквой Н. Нижнее отклонение размера основного отверстия равно нулю, и поле допуска располагается «в тело» охватывающей детали (рис. 17.2, а).
В посадках могут сочетаться поля допусков отверстия и вала одинаковых или разных квалитетов (обычно больший допуск относят к отверстию).
Посадки в системе отверстия обозначаются последовательным написанием номинального диаметра соединения и обозначений полей допусков сначала отверстия, а затем вала,
например, Ø40H7/s6, или 40H7 - s6, или 40
При образовании посадок в системе вала принимают, что размер вала не зависит от вида посадки, а различные посадки получают за счет изменения предельных отклонений отверстий (рис. 17.2, б). Поле допуска вала — основной детали в этой системе — обозначается буквой h. Посадки на чертежах обозначаются в той же последовательности,
например, Ø 40P7/h6, 40P7 - h6, или 40
Система отверстия более распространена в машиностроении, так как при ее использовании сокращается ассортимент требуемых инструментов для обработки отверстий.
Все посадки в обеих системах разделяют на три группы: подвижные, неподвижные (прессовые или с натягом) и переходные.
Подвижные посадки (посадки с зазором, см. рис. 17.2, поля допусков 1) применяют в подвижных соединениях (подшипниках скольжения, а также соединениях, подвергаемых частойразборке и сборке).
Неподвижные посадки (посадки с натягом или прессовые, см. рис. 17.2, поля допусков 3) применяют для неподвижного соединения деталей без дополнительного крепления (см. гл. 31).
Переходные посадки — посадки, которые в зависимости от соотношения действительных размеров отверстия и вала могут быть как с зазором, так и с натягом (см. рис. 17.2, поля допусков 2). Их применяют для центрирования сопрягаемых деталей путем неподвижного соединения с дополнительным креплением шпонками, винтами, штифтами.
Посадки назначают из расчета (см. гл. 31) или накопленного в промышленности опыта. Наиболее часто употребляются следующие посадки:
а) подвижные: Н9//9, Н7//7, H7/g6, H8/h6, H7/h6 и др.;
б) переходные: H7/js6, H7/k6, Н7/п6 и др.;
в) неподвижные: Н7/р6, H7/r6, H7/s6, H8/e8 и др.
Точность геометрической формы деталей. Точность деталей по геометрическим параметрам характеризуется не только отклонениями размеров, но и отклонениями поверхностей (табл. 17.1). При этом отклонение поверхностей определяется отклонениями формы поверхностей, отклонениями расположения поверхностей, волнистостью и шероховатостью.
а) Рис. 17.3. Отклонения формы плоских сопрягаемых поверхностей
Отклонения формыплоских поверхностей. Отклонение формы сопрягаемых поверхностей выражаются в непрямолинейности и неплоскостности. Оценку и нормирование отклонений формы производят путем сравнения формы и расположения реальной поверхности и прилегающей (базовой или идеальной) поверхности. Под непрямолинейностью понимают отклонение от прямой линии (в прилегающей плоскости) профиля сечения реальной поверхности плоскостью, нормальной к ней, в заданном направлении (рис. 17.3, а).
Таблица 17.1. Знаки условного обозначения допусков формы и расположения поверхностей
Знак
Допуск
Формы
Цилиндричности
Плоскостности
Формы заданного профиля
Круглости
Профиля продольного сечения цилиндрической поверхности
Параллельности
Перпендикулярности
Наклона
Соосности
Симметричности
Оси плоскости симметрии (позиционный)
Пересечения осей
Полного радиального или торцового биения
Биения радиального, торцового или в заданном направлении
Рис. 17.4. Отклонение формы цилиндрических поверхностей в продольном сечении:
а — бочкообразность; б — седлообразность;, в — изогнутость; г — конусообразность
Неплоскостностью называют отклонение от прямолинейности в любом направлении по поверхности (рис. 17.3, б).
Отклонение формы цилиндрических поверхностей оценивают в продольном и поперечном сечениях (рис. 17.4 — 17.5). За величину отклонений формы принимают разность наибольшего и наименьшего диаметров. Предельные отклонения формы ограничивают допусками на диаметр.
Точность взаимного расположения поверхностей. По ГОСТ 14642 — 81 к отклонениям взаимного расположения относятся: непараллельность (рис. 17.6, а) и неперпендикулярность
Рис. 17.5. Отклонение формы цилиндрических поверхностей в поперечном сечении
Рис. 17.6. Виды отклонений расположения поверхностей
для плоскостей (рис. 17.6, б), несоосность (рис. 17.6, в), радиальное и торцовое биение для цилиндрических поверхностей (рис. 17.6, г, д), перекос осей и отклонение от правильного расположения пересекающихся и скрещивающихся осей (рис. 17.6, е — з) и др.
Рис. 17.7. Обозначение на чертежах предельных отклонений формы
Предельные отклонения формы и расположения поверхностей указывают на чертежах в виде знаков, символов (условных обозначений) и текстовых записей (рис. 17.7). Для записи отклонений используют выносную прямоугольную рамку, разделенную на две или три части. В первой части (слева) записывают знак отклонения, во второй — числовое значение, а в третьей — буквенное обозначение базы или другой поверхности. Базы обозначают прописной буквой или зачерненным треугольником. Направление линии измерения отклонений указывают стрелкой.
Волнистость и шероховатость. Действительные поверхности деталей машин отличаются от номинальных (заданных в технической документации) наличием неровностей, образовавшихся при обработке поверхности и обусловленных колебанием инструмента и детали в процессе обработки, дефектами инструмента, особенностями кинематики обрабатывающего станка и др. Эти периодические неровности называют волнистостью и шероховатостью. К шероховатости относят неровности, у которых отношение шага к высоте неровности менее 50, а к волнистости — от 50 до 1000.
Показатели волнистости и шероховатости определяют по профилограммам, снимаемым профилографом (рис. 17.8).
Рис. 17.8. К определению показателей шероховатости
По ГОСТ 25142 — 82 основными параметрами для оценки шероховатости являются высота Rz неровностей профиля по десяти точкам и среднее арифметическое отклонение профиля Ra на базовой длине l см. рис. 17.8):
где Hjmax и Hjmin — отклонения пяти наибольших максимумов и минимумов профиля (см. рис. 17.8). Отсчет этих величин - и значений у (х) ведется от базовой линии m — m, имеющей форму номинального профиля поверхности и проведенной так, что среднее квадратическое отклонение профиля от этой линии в пределах базовой длины l минимально.
Шероховатость поверхности существенно влияет на эксплуатационные свойства деталей (снижает прочность, коррозионную стойкость, жесткость деталей, увеличивает интенсивность изнашивания и др.).
При назначении шероховатости поверхности учитывают требования к точности детали, хотя непосредственной связи между ними нет.
Часто принимают, что параметр Rz не должен превышать 0,1—0,2 допуска на размер.
Кроме параметров, характеризующих высоту микронеровностей, на работоспособность деталей влияют и другие характеристики (средний шаг по вершинам и по средней линии профиля, относительная опорная длина и др.).
Номинальные числовые значения параметров шероховатости указывают на чертежах знаками (рис. 17.9). Знак нарис. 17.9, а не регламентирует вида обработки поверхности. Знаком, показанным на рис. 17.9, б, обозначают поверхности, образуемые удалением слоя материала (точением, шлифованием и т. п.); на рис. 17.9, в — поверхности, не обрабатываемые после литья, штамповки и других видов предварительной обработки. Сведения относительно параметров шероховатости приводятся на чертежах также с помощью знака, показанного на рис. 17.9, г. При этом на месте рамки 1 записывают параметр (параметры) шероховатости по ГОСТ 2789-73 (для Ra без символа, рис. 17.9, д; для остальных параметров после соответствующего символа, рис. 17.9, е). На месте рамки 2 записывают (при необходимости) вид обработки поверхности и другие дополнительные указания, а на месте рамок 3 и 4 соответственно базовую длину по ГОСТ 2789-73 (см. рис. 17.9, ж) и условное обозначение направления неровностей.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров