§ 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
Для обеспечения работоспособности валы и оси должны удовлетворять условиям прочности и жесткости.
Нагрузки на валы и расчетные схемы. Для расчета на прочность необходимо знать напряжения в сечениях вала от внешних нагрузок (постоянных и переменных), которые передаются от сопряженных деталей (зубчатых колес, шкивов и др.). Нагрузки рассчитывают (в редукторах, конвейерах, грузоподъемных устройствах и т. п.) или определяют экспериментально.
Рис. 24.7. Расчетные схемы валов
Если внешние нагрузки известны, то при расчетном определении внутренних силовых факторов в сечениях вал рассматривают обычно как балку, шарнирно закрепленную в жестких опорах (рис. 24.7, а).
Такая модель формы вала и условий закрепления близка к действительности для валов, вращающихся в опорах качения.
Если в одной опоре размещают два подшипника качения, то условную опору (опоры) размещают так, как показано на рис. 24.7, б.
Для валов, опирающихся по концам на подшипники скольжения, условную опору располагают на расстоянии (0,250,3)l от внутреннего торца подшипника (рис. 24.7, в), что обусловлено смещением в эту сторону максимальных контактных давлений вследствие деформаций вала и подшипника. Нагрузки от зубчатых колес, шкивов, звездочек и других подобных деталей передаются на валы через поверхности контакта. В расчетах валов эти нагрузки для упрощения заменяют сосредоточенными эквивалентными силами, приложенными в середине ступицы (рис. 24.7, г).
Расчет и проектирование валов ведут по обычной трехэтапной схеме. На первом этапе (предварительный расчет) при отсутствии данных об изгибающих моментах диаметр вала приближенно можно найти по известной величине вращающего момента Т из условия прочности по заниженным значениям допускаемых напряжений при кручении
(24.1)
где T—вращающий момент, Нм; []к — допускаемое напряжение на кручение, МПа для стальных валов;Р — передаваемая мощность, кВт; п — частота вращения вала, об/мин.
Иногда на этом этапе диаметр хвостовика вала принимают конструктивно (на основе практики проектирования) равным 0,8 —1,0 диаметра вала приводного двигателя.
Наименьший диаметр промежуточного вала принимают обычно равным внутреннему диаметру подшипника.
На втором этапе разрабатывают конструкцию вала, обеспечивая технологичность изготовления и сборки.
Далее, на третьем этапе производят проверочный расчет —
-оценку статической прочности и сопротивления усталости вала.
На статическую прочность валы рассчитывают по наибольшей возможной кратковременной нагрузке (с учетом динамических и ударных воздействий), повторяемость которой мала и не может вызвать усталостного разрушения (например, по нагрузке в момент пуска установки). Валы могут быть нагружены постоянными напряжениями, например, от неуравновешенности вращающихся деталей.
Так как валы работают в основном в условиях изгиба и кручения, а напряжения от осевых сил малы, то эквивалентное напряжение в точке наружного волокна
где и и к — соответственно наибольшее напряжение от изгиба вала моментом Ми и кручения вала моментом Т;
W, и WK — соответственно осевой и полярный моменты сопротивления сечения вала (d — диаметр вала);
Так как WK = 2Wm то с учетом этих соотношений можно
Записать
Запас прочности по пределу текучести
(24.2)
Обычно принимают nТ = 1,2- 1,8.
.Сечение (сечения), в котором следует определить запас nт (опасное сечение), находят после построения эпюр изгибающих и вращающих моментов. Если нагрузки действуют на вал в разных плоскостях, то сначала силы проектируют на координатные оси и строят эпюры моментов в координатных плоскостях. Далее производят геометрическое суммирование изгибающих моментов, очерчивая эпюру прямыми линиями, что идет в запас прочности.
Если угол между плоскостями действия сил не превосходит 30°, то для простоты считают, что все силы действуют в одной плоскости.
Переменные напряжения в валах могут вызываться изменяющейся во времени внешней нагрузкой. Существенно, что постоянные по величине и направлению силы передач вызывают во враа(ающихся валах переменные напряжения изгиба, изменяющиеся по симметричному циклу (см. с. 248).
В расчетах валов условно принимают, что вращающий момент и напряжения от кручения изменяются по пульсаци-онному циклу.
Расчет на сопротивление усталости также ведут в форме определения запаса прочности. Если амплитуда и средние напряжения возрастают при нагружении пропорционально, то запас прочности находят из обычного соотношения (см. с. 257)
(24.3)
где и nT — запасы по нормальным и касательным напряжениям,
(24,4)
В равенствах (24.4): и пределы выносливости стандартных образцов соответственно при симметричном из-
Таблица 24.1. Механические характеристики основных материалов | |||||||||
Марка стали | Диаметр заготовки, мм (не более) | Твер- дость НВ, не менее |
|
|
|
| Коэффи- циенты | ||
МПа |
|
| |||||||
Ст5 | Не ограни- | 190 | 520 | 280 | 220 | 130 | 0 | 0 | |
| чен |
|
|
|
|
|
|
| |
45 | Не ограни- |
|
|
|
|
|
|
| |
| чен | 200 | 560 | 280 | 250 | 150 | 0 | 0 | |
| 120 | 240 | 800 | 550 | 350 | 210 | 0,1 | 0 | |
| 80 | 270 | 900 | 650 | 380 | 230 | 0,1 | 0,05 | |
40Х | Не ограни- |
|
|
|
|
|
|
| |
| чен | 200 | 730 | 500 | 320 | 200 |
|
| |
| 200 | 240 | 800 | 650 | 360 | 210 | 0,1 | 0,05 | |
| 120 | 270 | 900 | 750 | 410 | 240 |
|
| |
20 | 60 | 145 | 400 | 240 | 170 | 100 | 0 | 0 | |
20Х | 120 | 197 | 650 | 400 | 300 | 160 | 0.05 | 0 | |
12ХНЗА | 120 | 260 | 950 | 700 | 420 | 210 | 0.1 | 0,05 | |
12Х2Н4А | 120 | 300 | 1100 | 850 | 500 | 250 | 0,15 | 0,1 | |
18ХГТ | 60 | 330 | 1150 | 950 | 520 | 280 | 0,15 | 0,1 |
Таблица 24.2. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении валов в месте кольцевой канавки (см. рис. 24.5, а)
Коэффициенты | - | При r/d | ||||||
| МПа | 0,01 | 0,03 | 0,05 | 0,1 | 0,01 | 0,02 | 0,03 |
|
|
| При | t/r = 0,5 |
| При t/г =2 | ||
600 | 1,98 | 1,82 | 1,71 | 1,52 | 2,43 | 2,32 | 2.22 | |
800 | 2,09 | 1,92 | 1,82 | 1,59 | 2,56 | 2,45 | 2,35 | |
1000 | 2,20 | 2,02 | 1,93 | 1,66 | 2,70 | 2,58 | 2,47 | |
1200 | 2,31 | 2,12 | 2,04 | 1,73 | 2,84 | 2,71 | 2,59 | |
|
| При | t/r=1 |
| При t/r =3 | |||
600 | 2,21 | 2,03 | 1,91 | _ | 2,56 | 2,42 | _ | |
800 | 2,37 | 2,14 | 2,03 | _ | 2,73 | 2,56 | - | |
1000 | 2,45 | 2,25 | 2,15 | _ | 2,90 | 2,70 |
| |
1200 | 2,57 | 2,36 | 2,27 | - | 3,07 | 2,84 | - | |
k | 600 | 1,80 | 1,60 | 1,46 | 1,23 | _ | _ | _ |
800 | 2,00 | 1,75 | 1,57 | 1,28 | _ | _ | - | |
1000 | 2,20 | 1,90 | 1,69 | 1,34 | _ | _ | — | |
1200 | 2,40 | 2,05 | 1,81 | 1,40 | — | — | — |
гибе и кручении (табл. 24.1);, и та, - амплитуды переменных напряжений цикла при изгибе и кручении;- и — средние напряжения цикла при изгибе и кручении; ка и /с, — эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (табл. 24.2-24.4); .и- коэффициенты масштабного эффекта (табл. 24.5); (о и - коэффициенты, учитывающие состояние поверхности (технологию изготовления и обработку вала) при изгибе и кручении (табл. 24.6); \|/ и \|/г — коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла напряжений (см. табл. 24.1).
В приближенных расчетах принимают \|/ = \|/г = 0,1 -г 0,2 для углеродистых сталей при в < 500 МПа; \|/о = \|/T = 0,2 -0,3 для легированных и углеродистых сталей при в > 500 МПа.
Амплитуды и средние напряжения циклов нормальных и касательных напряжений с учетом сделанного выше замечания о характере циклов нормальных и касательных напряжений
(24.5)
Таблица 24.3. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений в ступенчатом переходе с галтелью (см. рис. 24.5,6)
Коэффи- |
|
| При r/d |
|
|
| |||||||
циент | МПа | 0,01 | : | 0,03 | 0,05 |
| 0,1 | 0,01 |
| 0,02 |
| 0,05 | |
|
|
| При t/r = 1 |
|
| При | t/r = 3 |
| |||||
600 | 1,38 |
| 1,67 | 1,64 |
| 1,50 | 1,94 |
| 2,02 |
| 2,03 | ||
800 | 1,41 |
| 1,76 | 1,73 |
| 1,61 | 2,03 |
| 2,13 |
| 2,16 | ||
1000 | 1,45 |
| 1,84 | 1,83 |
| 1,72 | 2,12 |
| 2,25 |
| 2,30 | ||
1200 | 1,49 |
| 1,92 | 1,93 |
| 1,83 | 2,21 |
| 2,37 |
| 2,44 | ||
|
| При t/r = 2 |
|
| При | l/r=5 |
| ||||||
600 | 1,57 |
| 1,88 | 1,82 |
| _ | 2,17 |
| 2,23 |
| _ | ||
800 | 1,62 |
| 1,99 | 1,95 |
| _ | 2,28 |
| 2,38 |
| _ | ||
1000 | 1,67 |
| 2,11 | 2,07 |
| _ | 2,39 |
| 2,52 |
| — | ||
1200 | 1,72 |
| 2,23 | 2,19 |
| - | 2,50 |
| 2,66 |
| - | ||
Кt |
|
| При t/r = 1 |
|
| При | t/r=Ъ |
| |||||
600 | 1,29 |
| 1,42 | 1,44 |
| 1,39 | 1,59 |
| 1,66 |
| 1,68 | ||
800 | 1,30 |
| 1,45 | 1,47 |
| 1,43 | 1,64 |
| 1,72 |
| 1,74 | ||
1000 | 1,31 |
| 1,48 | 1,51 |
| 1,46 | 1,68 |
| 1,79 |
| 1,81 | ||
1200 | 1,32 |
| 1,52 | 1,54 |
| 1,50 | 1,73 |
| 1,86 |
| 1,88 | ||
|
| При t/r = 2 |
|
| При | t/r =5 |
| ||||||
600 | 1,40 |
| 1,57 | 1,57 |
| _ | 2,24 |
| 2,12 |
|
| ||
800 | 1,43 |
| 1,61 | 1,62 |
| _ | 2,37 |
| 2,22 |
| — | ||
| 1000 | 1,46 |
| 1,66 | 1,68 |
| - | 2,48 |
| 2,31 |
| - | |
| 1200 | 1,47 |
| 1,71 | 1,74 |
| - | 2,6 |
| 2,4 |
| — |
Таблица 24.4. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении валов
МПа | Тип концентратора | |||||||
Шлицы | Шпоночная канавка | Резьба | Поперечное отверстие | |||||
ко | к*Т | к** | кТ | к | кТ |
| к Т | |
600 800 1000 1200 | 1,55 1,65 1,72 1,75 | 2,36/1,46 2,55/1,58 2,70/1,58 2,80/1,60 | 1,46/1,76 1,62/2,01 1,77/2,26 1,92/2,50 | 1,54 1,88 2,22 2,39 | 1,96 2,20 2,61 2,90 | 1,54 1,71 2,22 2,39 | 2,05/1,85 2,10/1,90 2,20/2,00 2,30/2,10 | 1,80 1,95 1,90 2,00 |
* В числителе приведены значения для валов с прямобочными шлицами, в знаменателе — для эвольвентных шлицев.
** В числителе приведены значения для канавок, полученных пальцевой фрезой, в знаменателе — дисковой.
*** В числителе приведены значения для валов с диаметром отверстия
а = (0,05 -0,15)d, в знаменателе - при а =(0,15 -0,25)d
Таблица 24.5. Коэффициенты и
Напряжен. сост | Значения Е при диаметре вала, мм | |||||||||||
и материал | 15 | 20 | 30 | 40 | 50 | 70 | 100 | 200 | ||||
Изгиб для углеродистых сталей Изгиб для высокопрочной углеродистой стали и кручение для всех сталей | 0,95 0,87 | 0,92 0,83 | 0,S8 0,77 | О,85
0,73 | О,81 О,70 | 0,76 0,65 | 0,70 0,59 | 0,61 0,52 | ||||
Таблица 24.6. Коэффициент В npи изгибе и кручении (Во=Вт) | ||||||||||||
Вид обработки |
| Знамения В | ДЛЯ | валов | ||||||||
| (сердцевина), МПа | гладких | при =1,5 |
| при =1,8-2 | |||||||
Точение Шлифование | 800-1200 | 1,1-1,2 | - |
| - | |||||||
Закалка с нагревом ТВЧ | 600-800 800-1200 | 1,5-1,7 1,3-1,5 | 1,6-1,7 - |
| 2,4-2,8 | |||||||
Азотирование | 900-1200 | 1,1-1,25 | 1,5- 1,7 |
| 1,7-2,1 | |||||||
Цементация | 700-800 1000-1200 | 1,4-1,5 1,2-1,3 | - 2 |
| - - | |||||||
Дробеструйная обработка | 600-1500 | 1,1-1,25 | 1,5-- 1,6 |
| 1,7-2,1 | |||||||
Обкатка роликом | 600-1500 | 1,2-1,3 | 1 ,5 - 1,6 |
| 1,8-2,0 | |||||||
Примечание. — теоретический концентрации напряжении. |
Для обеспечения надежной работы должно быть n = 1,5 — 2,5. Допускаемые значения запасов прочности назначают на основе опыта эксплуатации подобных конструкций и т.д
Для повышения сопротивления усталости валов используют различные методы упрочнения поверхносхтным пластическим деформированием.
Прочность при нестационарных нагрузках .Если вал Работает при нестационарных нагрузках, то растет на прочность ведут по эквивалентному напряжению
(26,4)
где No - число циклов, соответствующее точке перегиба кри вой усталости, обычно принимают No = (3-5)106 циклов — для валов небольших сечений и N0 = 107 циклов - для валов больших сечений; n — общее число иагружений при напряжении ; 1 — номер ступени нагружения;т — показатель степени кривой усталости, т = 9 для обычных конструкций стальных валов.
При известном значении Oэкв запас прочности находится обычным методом. Если окажется, что Оэкв > Omax, то принимают Оэкв = Omax так как вал в этом случае работает в зоне неограниченной долговечности (в зоне горизонтального участка кривой усталости).
В заключение отметим, что высокооборотные валы в ряде конструкций работают в условиях изгибных, крутильных и изгибно-крутильных колебаний, вызывающих появление переменных напряжений. Эти напряжения могут быть опасными для прочности вала на резонансных режимах работы.
Для предотвращения резонансных колебаний валов проводят их расчет на колебания.
Расчет жесткости вала. Упругие перемещения валов оказывают неблагоприятное влияние на работу связанных с ними соединений (шлицевых, прессовых и др.), подшипников, зубчатых колес и других деталей (узлов): увеличивают концентрацию контактных напряжений и износ деталей, снижают сопротивление усталости деталей и соединений, понижают точность механизмов и т. п.
Большие перемещения сечений вала от изгиба могут привести к выходу из строя конструкции вследствие заклинивания подшипников. Изгибная и крутильная ^жесткость валов существенно влияет на частотные характеристики системы при возникновении изгибных и крутильных колебаний.
При проектировании валов следует проверять прогибы и углы поворота сечений. Их вычисляют, используя интеграл Мора или по правилу Верещагина.
Допускаемые величины перемещений (прогибов и углов поворота) сечений вала зависят от требований, предъявляемых к конструкции, и особенностей ее работы.
Допускаемые величины углов поворота сечения вала в местах расположения деталей (в рад):
Подшипников качения:
шариковых однорядных . . ............ 0,005
шариковых сферических.............. 0,05
роликовых цилиндрических............. 0,0025
роликовых конических............... 0,0016
Подшипников скольжения.............. 0,001
Зубчатых колес......................... 0,001-0,002
Максимальный прогиб валов, несущих зубчатые колеса, обычно не должен превышать 0,0002 - 0,0003 от расстояния между опорами, а допускаемый прогиб под колесами составляет 0,01m — для цилиндрических и 0,005m — для конических, гипоидных и глобоидных передач (здесь т — модуль зуба).
Допускаемые углы закручивания валов также зависят от требований и условий работы конструкции и лежат в пределах 0,20 — 1° на 1 м длины вала.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров