§ 2. Особенности работы резьбовых соединений
Затяжка соединений. Резьбовые соединения обычно затягивают при сборке с помощью гаечных ключей (рис. 32.6). Усилие FKX, прикладываемое к рукоятке ключа, создает момент затяжки
(32.1)
где — длина ключа (рис. 32.7).
Этот момент расходуется на преодоление трения торца гайки о неподвижную опорную поверхность соединяемых деталей и сопротивления в резьбе
(32.2)
Если принять, что при усилии затяжки Fo контактные давления равномерно распределены по торцу гайки
а удельные силы трения связаны с этими давлениями соотношением (— коэффициент трения на торце гайки):
то с учетом этих равенств можно записать
(32.3)
В этих равенствах: D — наружный диаметр опорной поверхности гайки, равный приблизительно размеру под ключ S;
d0 — диаметр отверстия в корпусе (рис. 32.8); RT — приведенный радиус трения.
Величина RT зависит от формы торца; для плоского кольцевого торца
Для определения момента сопротивления в резьбе выделим на рабочей поверхности резьбы болта элементарную площадку dA, удаленную от его оси на расстояние d2/2 (d2 — средний диаметр резьбы).
На эту площадку действуют (см. рис. 32.8) осевая сила F0A и реакция от гайки :
где и — соответственно нормальное усилие и сила трения на площадке dA..
Величина этой реакции
здесь - угол трения ;- коэффициент трения в резьбе (табл. 32.2): - угол подъема винтовой линии; Р — шаг резьбы.
Таблица 32.2. Значения коэффициентов трения в резьбе , (числитель)и на торце гайки (знаменатель)
Покрытиеболтов _______________ Значения /р и /т________________
и гаек Без смазки Машинное масло Солидол
0,32-0,52 0,18-0,23 0,16-0,21
Без покрытия 0,14-0,24 0,10-0,14 0,11-0,14
0,24-0,32 0,15-0,25 0,16-0,22
Кадмиевое 0,12-0,24 0,05-0,15 0,05-0,13
0,24-0,40 0,15-0,20 0,14-0,19
Цинковое 0,07-0,10 0,09-0,11 0,08-0,11
Коэффициент трения связан с коэффициентом трения фрикционной парыf зависимостью
где а - угол профиля резьбы.
Так как окружное усилие на площадке dA равно RA sin (), то вращающий момент в резьбе(А — поверхность контакта)
Подставляя в это равенство соотношение для RA и учитывая, что углы иp для данной резьбовой пары постоянны, получаем
(32.4)
Соотношение (32.4) можно переписать в форме
или, принимая, что для большинства соединений произведение
(32.5)
где
Подставляя выражения (32.3) и (32.5) в равенство (32.2), получим формулу, используемую на практике для приближенного определения момента затяжки:
здесь коэффициент, зависящий от состояния
поверхности (вида покрытия) болта, гайки и шайбы; обычно для упрощения принимают, тогда значения kш следующие:
Поверхность без покрытия . .............. 0,2
Кадмированная поверхность ............... 0,13
Оцинкованная » ............... 0,22
Омедненная » ............... 0,18
Оксидированная » ............... 0,24
Нормальные напряжения в болте при затяжке
Касательные напряжения в стержне
Приведенные напряжения
Несложно показать, что для усилия рабочего 300 Н, d = 6 мм, kш = 0,2 и нормальной длине ключа LKJ] = 15d напряжение затяжки составит = 800 МПа, что превышает предел прочности малоуглеродистой стали. Опасность перетяжки болтов (шпилек) с диаметромd < 10 мм предопределяет необходимость ограничения и контроля момента затяжки. Этот момент на практике измеряют и задают с помощью динамометрических ключей. На рис. 32.9
показан ключ, в котором момент затяжки пропорционален перемещению точек стержня 1 с рукояткой 2 (относительно пластины 3 со шкалой), жестко связанной с головкой ключа.
Рис. 32.9. Динамометрический ключ
Существуют и другие способы контроля напряжения затяжки.
Резьбовые соединения при постоянных нагрузках принадлежат к числу самотормозящихся, так как обычно > 0,06 и угол трения. Поэтому для отвинчивания гайки требуется приложить момент
По опытным данным; здесь То = Ткл -момент начальной затяжки гайки.
Однако при вибрациях, носящих систематический или случайный характер, резьбовые соединения часто «теряют» напряжение предварительной затяжки в результате сминания микронеровностей на рабочих поверхностях резьбы и т. д., а также из-за самоотвинчивания (вызывается существенным снижением коэффициента трения в резьбе и на торце гайки при вибрациях и действием сдвигающих усилий).
Для предотвращения самоотвинчивания производят фиксацию (стопорение) болтов и гаек относительно корпусных деталей. На практике используют различные конструкции стопорящих элементов (рис. 32.10, а — м), с помощью которых создают дополнительные силы трения в резьбе (за счет контргайки, обжатой на эллипс тонкостенной части самоконтрящейся гайки, стопорного кольца или пробки из полиамида, рис. 32.10, а — г), дополнительные силы трения на торце гайки (за счет специальных шайб, см. рис. 32.10, д — ж), а также осуществляют взаимную фиксацию гаек (головок болтов) и корпусных деталей (с помощью шплинтов, деформируемых шайб, проволоки, удерживающих накладок, кернения и др., см. рис. 32.10, з — м).
Усилия в затянутом соединении. При затяжке гайка получает осевое перемещение 8^, пропорциональное углу поворота гайки (при повороте гайки на 360° 5f = Р, Р — шаг резьбы). При этом происходит сжатие стягиваемых деталей и растяжение болта (рис. 32.11, а и б). При действии внешней силы F болт удлинится дополнительно на величину 5 (см. рис. 32.11, в), при этом начальное сжатие Лд деталей уменьшится также на величину 5.
Силы, возникающие в болте и стягиваемых деталях от внешней нагрузки, можно определить из диаграммы усилий (рис. 32.12). Кривые деформирования (прямые при упругом нагружении) болта и деталей показаны на диаграмме в виде лучей OI и ОII. Они описывают зависимости усилий в болте и деталях от их удлинения при растяжении (укорочения при сжатии). Точки В6 и Вд на диаграмме характеризуют усилия и деформации в болте и стягиваемых деталях после затяжки.
Рис.32.11.Схемы деформаций деталей соединения после затяжки и при действии внешней нагрузки
Рис. 32.12. Диаграмма усилий в затянутом болтовом соединении
Для стержневых моделей болта и стягиваемых деталей, затянутых с усилием Fo:
здесь lб и lд — длина деформируемой части болта и стягиваемых деталей; модуль упругости материалов болта и деталей;A5 и AД — площади поперечных сечений болта и деталей; — податливости болта и деталей — перемещения под действием силы в 1 Н;
Несложно заметить, что углы наклона прямых на диаграмме характеризуют соответственно жесткости болта и деталей и определяются равенствами
Площадь поперечного сечения деталей может быть очень большой. Но при действии осевой силы от гайки
(головки болта) деформации концентрируются вблизи стенок отверстия деталей, существенно снижаясь по мере удаления от стенок. В результате в стягиваемых деталях на сжатие работает преимущественно объем материала в пределах условного конического стержня (рис. 32.13) («конуса давления»). Угол наклона образующей конуса к оси на основании данных экспериментов и расчетов
Для промежуточных деталей небольшой суммарной толщины (l < 0,5 d) коническую модель деталей можно заменить полым цилиндром с наружным диаметром (см. рис. 32.13)
где S — размер гайки под ключ; l = 0,5 (l1 + l2) — толщина сжимаемой части фланцев (l1 и l2 — толщина 1-го и 2-го фланцев).
В этом случае
(32.6)
Осевое перемещение гайки
Внешняя сила F вызывает дополнительное удлинение болта на величину (см. рис. 32.11,в), и усилие в болте возрастает на величину (см. рис. 32.12).
Рис. 32.13. «Конусы давления» в соединениях
Сила, действующая на промежуточные детали, уменьшится на величину
Усилия и деформация болтов и деталей будут характеризоваться при этом точками .
Снижение силы в деталях можно найти, совместив на диаграмме лучи 0I и ОII (проведя через точку В5 прямую O’II’, параллельную прямой II ).
Так как сумма усилий
то
Дополнительное усилие на болт
(32.7)
где — коэффициент основной нагрузки, показывает долю внешней (рабочей) нагрузки, воспринимаемой болтом в затянутом соединении, обычно . Для болта (шпильки) постоянного сечения по длине и приlб«lп
Полное усилие на болт (шпильку)
Расчет резьбового соединения включает в себя обычно две связанные между собой задачи: 1) оценку прочности соединения; 2) оценку плотности (герметичности) стыка.
Прочность соединения определяется, как правило, прочностью болта (шпильки) и для ее оценки необходимо знать напряжения в сечении с наименьшей площадью.
Если внешняя нагрузка на болт изменяется циклически от 0 до F (см. рис. 32.11), то амплитуда переменных напряжений в сечении болта по внутреннему диаметру резьбы
(32.8)
и среднее напряжение
Плотность стыка определяется остаточным усилием в стыке. Внешняя нагрузка F уменьшает усилие на стыке деталей до величины
(32.9)
Если усилие на стыке станет равным нулю (Fc = 0), то стык раскроется (разгерметизируется), и вся внешняя нагрузка будет восприниматься болтом, что опасно для его прочности (особенно при переменной нагрузке).
Для предотвращения раскрытия стыка должно быть
Fc>0,
тогда минимальное усилие затяжки Frain>(l-)F.
Обычно назначают
(32.10)
где v — запас по плотности стыка; v=1,25/2 для постоянных нагрузок; v = 2,5/4 для переменных нагрузок.
Таким образом, усилие затяжки определяется значением внешней нагрузки.
Практика показала, что при сборке ответственных соединений необходимо контролировать усилие затяжки. Чрезмерная или недостаточная затяжка могут быть причинами отказов соединений (разрушения болтов, гаек, разгерметизации). Контроль усилия на практике осуществляют, как правило, косвенным методом — по моменту затяжки на динамометрическом ключе (см. рис. 32.9), реже — путем замера удлинения болта (шпильки) или угла поворота гайки.
Допустимое напряжение затяжки
где — предел текучести материала болта, обычно назначают
Концентрация напряжений в соединении. Приведенные выше расчеты напряжений выполнены по формулам сопротивления материалов для моделей болта и стягиваемых деталей в видестержня, т. е. расчеты предполагают равномерное распределение растягивающих (сжимающих) напряжений по сечению детали. Однако отказы соединений прочностного характера связаны с поломками болтов в местах резкого изменения формы стержня (в резьбе или под головкой), где происходит концентрация напряжений.
На рис. 32.14 в качестве примера показано распределение первого главного напряжения по контуру впадин контактирующих (рабочих) и неконтактирующих (свободных) витков (цифры — максимальные напряжения в МПа). Данные получены из расчета соединения (болт и гайка из стали, резьба М10) методом теории упругости.
Обратим внимание на существенно неравномерное распределение максимальных напряжений по высоте гайки, что обусловлено неравномерным распределением растягивающей силы между рабочими витками резьбы. Расчеты 1 показывают, что первый от опорного торца рабочий виток болта передает гайке 30 - 35 % силы, а пятый виток - лишь 5 -10 % силы.
Концентрация напряжений в резьбе возникает как от растяжения стержня, так и в результате изгиба витков. В свободной (неконтактирующей) части витки не нагружены и имеет место лишь концентрация напряжений от растяжения стержня. Поэтому максимальное напряжение во впадине неконтакти-рующего витка ниже, чем во впадине под первым рабочим витком.
Распределение напряжений по контуру стержня и под головкой болта, полученное расчетом, показано на рис. 32.15.
Для снижения концентрации напряжений и, как следствие, повышения прочности соединений увеличивают радиус скругления во впадинах витков и под головкой болта.
Теоретический коэффициент концентрации напряжений во впадине под первым рабочим витком резьбы с R = = (0,108 / 0,144) Р составляет = 4,2 /4,65 (большие значения для меньшего радиуса скругления впадин), под головкой болта с радиусом скругления R = (0,05 /0,1) d — = 2,5 /3,5.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров