§ 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
Проектирование и расчет сварных соединений (конструкций) сводится к выбору вида соединения, способа сварки, марки электрода, рациональному размещению сварных швов, определению сечения и длины швов из условия равнопроч-ности наплавленного металла и материала соединяемых деталей. Размеры соединяемых деталей обычно известны заранее из условий прочности, жесткости, устойчивости или конструктивных соображений.
Концентрация напряжений в соединениях. Концентрация напряжений в соединениях обусловлена как резким изменением формы сечений, так и особенностями совместной работы сваренных деталей. Она существенно влияет на прочность соединений.
В стыковом соединении формы и размеры шва характе-
Рис. 29.7. Распределение касательных напряжений вдоль флангового шва в зависимости от жесткости листов:
а - Е1А1 < Е2А2; б - Е1А1 = Е2А2
ризуются высотой «усиления» шва д, его шириной б и углом θ (рис. 29.6, а). Усиление является «источником» концентрации напряжений (рис. 29.6, б). Для ограничения концентрации напряжений рекомендуется выполнять швы с усилением при θ = = 160-7-170° и отношением b/g = 9 4-11. В ответственных соединениях это усиление удаляют механической обработкой, в этом случае получают эффективный коэффициент концентрации напряжений ка =1.
Нахлесточные соединения в отличие от стыковых имеют более высокую концентрацию напряжений. При этом в лобовом шве концентрация напряжений вызвана поворотом силового потока (изгибом) (см. рис. 29.6, в), а во фланговом шве — неравномерным распределением нагрузки вдоль шва (рис. 29.7, а). С уменьшением площади А2 листа (например, за счет его ширины) концентрация нагрузки снижается (рис. 29.7,6), что способствует повышению прочности соединения.
Коэффициенты концентрации напряжений даны ниже в табл. 29.3.
Расчеты на прочность соединений. Стыковые швы (см. рис. 29.1) рассчитывают на прочность по номинальному сечению соединяемых деталей (без учета утолщения швов) как целые детали.
Напряжения растяжения
(29.1)
где l и S — соответственно длина шва и толщина соединяе-
Таблица 29.1. Допускаемые напряжения для сварных швов при статической нагрузке
Сварка | Допускаемые напряжения для сварных швов | ||
| при растяжении | при сжатии [σсж] | при сдвиге [τш] |
Автоматическая, ручная электродами Э42А и Э50А, в среде защитного газа, контактная стыковая Ручная электродами обычного качества Контактная точечная |
[σρ] 0,9|σз] - |
[σз] [σρ] - |
0,65 [σρ] 0,6 [σρ] 0,5 [σρ] |
Примечание. [σρ] — допускаемое напряжение при растяжении основного металла соединяемых элементов.
мых деталей; F - внешняя нагрузка; [σ'ρ] - допускаемое напряжение сварного шва при растяжении; [σρ] = (0,9- 1,0) [σρ]; здесь [σρ] — допускаемое напряжение при растяжении основного материала (табл. 29.1).
Допускаемая растягивающая нагрузка
[F] = [σ'ρ] lS. (29.2)
Напряжения в шве при совместном действии внешней силы и изгибающего момента
здесь Wc — момент сопротивления сечения шва.
Фланговые и лобовые (угловые) швы разрушаются по сечению, проходящему через биссектрису прямого угла (рис. 29.8, а). Площадь расчетного сечения
где L— общая длина (периметр) сварного шва; кр - расчетный катет шва, обычно kp = (0,9 - 1,2) S, где S — наименьшая толщина свариваемого элемента; kpmin=3 мм при S>3 мм. Номинальное напряжение среза в расчетном сечении
(29.3)
здесь [тш] — допускаемое напряжение в сварном шве при срезе.
Это соотношение выражает собой условие прочности шва по допускаемым напряжениям.
Требуемая длина шва
F
(29.4)
Наибольшая длина лобового шва не ограничивается, а длину флангового шва не следует выполнять большей 60кр из-за неравномерного распределения нагрузки по длине (см. рис. 29.7). Минимальная длина флангового шва должна быть не менее 30 мм, так как при меньшей длине дефекты (непровары, шлаковые включения и др.) в начале и в конце шва существенно снижают его прочность.
Допускаемая растягивающая нагрузка
[F]=0,7kpL[Tш]. (29.5)
Швы целесообразно располагать так, чтобы они были нагружены равномерно. Если фланговые швы размещены несимметрично относительно нагрузки, например, в соединении с уголком (рис. 29.8, б), то, полагая, что напряжения равномерно распределены по длине шва, из уравнений равновесия получим соотношения для нагрузок на фланговые швы в виде
где a1 и а2 — расстояния от центра тяжести сечения элемента до центра тяжести сечения швов.
Если длина шва задана или определена, например, из расчета по формуле (29.1), то ее целесообразно разместить пропорционально нагрузкам F1 и F2, чтобы выполнялось
Рис. 29.10. К уточненному расчету комбинированного шва
Рис. 29.9. К расчету комбинированного при действии изгибающего момента:
а — эскиз; б — расчетная схема
условие τ1 = τ2. Тогда
Следовательно, для получения равномерного распределения нагрузки между швами необходимо длину каждого шва принимать обратно пропорциональной расстоянию между центрами тяжести шва и детали.
Расчет комбинированных угловых швов под действием момента в плоскости стыка (рис. 29.9) выполняют, полагая, что швы работают независимо, а фланговые швы передают только силы вдоль своей оси.
Из условия равновесия одного из листов следует (τ lmax = τ2 = τ)
M= τAch+ τWc
Где Ac=0.7kpl; Wc=(0.7kph2)/6
Откуда
τ =M/(Ach+Wc)
В уточненном расчете можно принять, что листы являются абсолютно жесткими (недеформируемыми) и приваренный элемент под нагрузкой стремится повернуться вокруг центра тяжести (ЦТ) сечений швов (рис. 29.10). Тогда
где rmax — расстояние от центра тяжести до наиболее удаленной точки шва; Jp — полярный момент инерции швов; Jp = Jx + Jy (Jx и Jy — моменты инерции швов относительно осей χ и у).
Тавровые соединения, выполненные угловыми швами, рассчитывают по формулам (29.3) и (29.5). Если такие соединения сварены, как и соединения встык, то расчет выполняют по формулам (29.1) и (29.2).
Угловые соединения (см. рис. 29.3) не используются как силовые, их применяют, как правило, для образования профилей из отдельных элементов.
Прочность стыка, полученного контактной сваркой, для соединений встык принимается равной прочности основного металла.
Точечное соединение, нагруженное в плоскости стыка, рассчитывают на срез, принимая равномерное распределение нагрузки между точками
где –F1— усилие, приходящееся на одну точку; i — число плоскостей среза точек.
Швы, получаемые на роликовых машинах, рассчитывают по формуле
здесь а — ширина шва; / — его длина.
Допускаемые напряжения в сварных швах в долях от допускаемых напряжений основного металла приведены в табл. 29.1. Допускаемые напряжения для основного металла в металлоконструкциях вычисляют по формуле
где R = (0,85 - 0,9) σΤ — расчетное сопротивление с учетом неоднородности материала (στ - предел текучести материала); т -коэффициент, который принимают в зависимости от типа соединения и условий его работы, обычно т = 0,8-0,9; К — коэффициент перегрузки, обычно К = 1 - 1,2; для резервуаров с внутренним давлением К = 1,2; для подкрановых балок при тяжелом режиме работы К = 1,3 - 1,5.
В строительных конструкциях принимают расчетное сопротивление R = 0,9 στ. Значения R, принимаемые в ряде отраслей машиностроения, приведены в табл. 29.2.
Таблица 29.2. Расчетные сопротивления R для нижоуглеродистых сталей *
Марка стали | R, МПа, при | ||
| растяжении | сжатии | срезе |
СтЗ, Ст4 14Г2, 10Г2С1, 15ХСНД 10ХСНД | 210/180 290/250 340/290 | 210 290 340 | 130-150 170-200 200-240 |
* В числителе — значения R для швов, контролируемых физическими методами, в знаменателе — обычными методами (визуальными и т. п.).
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров