logo
Курс лекций по ДМ

§ 1. Общие сведения

Подшипник скольжения (рис. 26.1, а) является па­рой вращения, состоящей из опорного участка вала (цапфы) / и собственно подшипника 2, в котором скользит цапфа.

В качестве опор валов и вращающихся осей подшипники скольжения используются в конструкциях, в которых при­менение подшипников качения затруднено или недопустимо по конструктивным соображениям (вибрационные и ударные нагрузки, разъемные подшипники и т. д.) и эксплуатацион­ным (высоко- и низкооборотные валы, агрессивная среда и др.), а также из-за отсутствия стандартных подшипников (миниатюрные и крупные валы диаметром свыше 1 м и т. д.).

Надежность работы подшипников в значительной мере определяет работоспособность и долговечность машин.

По воспринимаемой нагрузке различают:

Рис. 26.1. Схемы подшипников сколь­жения

а)радиальные подшипники, воспринимающие радиальную нагрузку (рис. 26.1, а);

б)упорные подшипники, воспринимающие осевые силы (рис. 26.1,6);

а)

в)радиально-упорные под­ шипники, воспринимающие ра­ диальные и осевые нагрузки; обычно их функции выполняют

совмещенные с радиальными (см.упорные подшипники,рис.26.1, б).

Цапфу, передающую радиальную нагрузку, называют ши­пом при расположении ее в конце вала, и шейкой, если она находится в середине вала. Цапфу, передающую осевую нагрузку, называют пятой, а подшипник подпятником.

Форма рабочей поверхности подшипников и цапф может быть не только цилиндрической, но и конической, и ша­ровой. Конические и шаровые подшипники применяются редко.