§ 1. Цепи и звездочки
Роликовая цепь (рис. 23.2) состоит из последовательно чередующихся внутренних 1 и внешних 2 звеньев, шарнирно соединенных между собой. Каждое звено выполнено из двух пластин, напрессованных на втулки 3 (у внутренних звеньев) или оси-валики 4 (у наружных звеньев). Для уменьшения износа зубьев звездочек на втулку перед сборкой звена надевают ролик 5, свободно вращающийся на ней.
Концы цепи соединяют с помощью соединительного звена со шплинтами (рис. 23.3, а) или штифтами, если цепь имеет четное число шагов. Цепь с нечетным числом шагов соединяется через переходное звено (рис. 23.3, б). Переходное звено менее прочно, чем соединительное, поэтому стремятся использовать цепи с четным числом шагов.
Рис. 23.2. Роликовая цепь
Основным параметром цепей является шаг t — расстояние между осями двух смежных роликов наружного или внутреннего звена, от которого зависит несущая способность цепи. С увеличением шага цепи уменьшается ее быстроходность и несущая способность. Обычно 0,01а 0,04 а (а — межосевое расстояние). Характеристикой прочности цепи служит разрушающая нагрузка, устанавливаемая экспериментально заводом-изготовителем.
а) б)
Рис. 23.3. Соединительное и переходное звенья
В зависимости от отношения шага цепи t к диаметру ролика D различают цепи легкой (ПРЛ), нормальной (ПР) серии и длиннозвенные цепи (ПРД, t/D > 2). Последние применяются в основном в сельскохозяйственных машинах.
При больших нагрузках и скоростях в передачах применяют многорядные роликовые цепи (двухрядные 2ПР, трехрядные ЗПР и четырехрядные 4ПР). Многорядные цепи набирают из тех же элементов, что и однорядные, однако валики имеют увеличенную длину. Разрушающие нагрузки для этих цепей пропорциональны числу рядов.
В строительных и дорожных машинах, работающих при тяжелых режимах работы, применяют роликовые цепи с изогнутыми пластинами (ПРИ), подобными переходным звеньям обычных цепей. Благодаря высокой осевой податливости такие цепи лучше работают при ударных нагрузках, частых реверсах и т. п.
В машиностроении наряду с роликовыми цепями применяют так называемые втулочные цепи однорядные ПВ и двухрядные 2ПВ, обладающие большей быстроходностью.
Зубчатые цепи по ГОСТ 13552-81 (рис. 23.4) обеспечивают плавную работу с меньшим шумом, чем роликовые цепи. Они имеют также большую допускаемую скорость и повышенную прочность.
Цепь состоит из рабочих и направляющих пластин, соединенных между собой сегментными призмами. Рабочая пластина 1 имеет зубообразную форму и два фасонных отверстия для призм. Направляющая пластина 2 не имеет выреза в середине, она предохраняет цепь от смещения вдоль оси звездочек во время работы.
Рис. 23.4. Зубчатая цепь
Рис. 23.5. Зубья звездочки роликовой цепи
Рабочими поверхностями зубьев цепи являются боковые наружные стороны зубчатых выступов пластин, очерченные плоскостями. Этими плоскостями каждое звено садится на два зуба звездочки, имеющих трапециевидную форму. Зубчатые цепи имеют ограниченное применение, они сложны в изготовлении и тяжелее роликовых цепей.
Пластины цепей изготовляют из среднеуглеродистых и легированных сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и др. и затем закаливают до твердости HRC 50 - 65. Оси, втулки и призмы обычно изготовляют из сталей 15, 15Х, 20Х и др., цементуют и подвергают закалке до твердости HRC 50 - 65.
Профилирование звездочек (рис. 23.5, а) производят по стандарту, предусматривающему износоустойчивые профили. Профили зуба (рис. 23.5, б) состоят из радиусной головки (участок АВ) небольшого прямолинейного переходного участка ВС, дуги СД и сопряженной с ней радиусной впадиной. Ширина b зубчатого венца звездочки принимается несколько меньшей расстояния между внутренними пластинками bBH.
Числа зубьев звездочек z1 и z2 выбирают из условия обеспечения минимальных габаритов и более плавного хода цепи.
Для получения наименьших размеров передачи z1 должно быть минимальным. Однако с уменьшением z2 увеличиваются неравномерность хода цепи, динамические нагрузки, шум в передаче и снижается долговечность.
На основании экспериментальных исследований и опыта эксплуатации передач во многих странах принято z1min=19 при vц > 2 м/с.
В тихоходных передачах допускается z1min = 13 15. В передачах, работающих с ударными нагрузками,z1min = 23.
Для обеспечения плавности работы, высокой долговечности, ограничения шума в передачах со средними и высокими скоростями рекомендуется принимать z1= 29 – 2и 19.
Излишне большие значения z1 способствуют повышенному износу шарниров и увеличению шага цепи («вытяжке» цепи). Для роликовых цепей (кроме ПРИ)
где К = 2h/t — коэффициент высоты зуба (h — хордальная высота), обычно К = 0,3 0,5; — допускаемое по условиям эксплуатации относительное увеличение шага цепи, %.
Для более равномерного изнашивания цепи желательно применять нечетное число зубьев на малой звездочке и четное число зубьев на большой.
Расстояние а между осями звездочек (см. рис. 23.1) также влияет на работоспособность цепи, так как оно определяет частоту нагружения шарниров. При малом а цепь быстро изнашивается, а при большом а ведомая ветвь начинает колебаться из-за сильного провисания (см. рис. 23.1).
На практике стремятся к тому, чтобы
a = (3050)t.
Минимальное значение а ограничивают величиной угла обхвата цепи (120°):
при и3
мм,
при и > 3
ММ.
Требуемое число звеньев цепи (длина цепи в шагах) определяют по предварительно выбранным значениям a, t, z1 и z2 :
Рис. 23.6. Звездочки
Его округляют до ближайшего целого значения, желательно четного, во избежание использования менее прочных соединительных звеньев.
Для обеспечения нормального провисания ведомой ветви цепи межосевое расстояние уменьшают на (0,2-0,4)%.
Звездочки тихоходных передач изготовляют из чугуна СЧ 20 с закалкой или из других антифрикционных высокопрочных марок чугуна.
Часто звездочки изготовляют из цементуемых или средне-углеродистых легированных сталей (45, 40Х, 50Г2, 15, 20Х, 12ХН3А) с последующей закалкой до HRC > 45.
По конструктивному оформлению звездочки (см. рис. 23.5, а) аналогичны зубчатым колесам. Иногда звездочки изготовляют из диска и ступицы, соединяя их затем болтами или другими соединениями (рис. 23.6).
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров