logo
Курс лекций по ДМ

§ 3. Кинематика и геометрия передач

Скольжение в передаче. Работа упругого ремня сопровождается его неизбежным проскальзыванием, вызван­ным различным натяжением ведущей и ведомой ветвей и, как следствие, неравномерным распределением деформаций растяжения и сдвига по дуге обхвата. При обегании ремнем ведущего шкива натяжение его падает, ремень укорачи­вается и проскальзывает по шкиву. На ведомом шкиве ремень удлиняется, опережая шкив. Опытом установлено, что на первом участке АВ - дуге сцепления (см. рис. 18.5) за счет нарастающих тангенциальных сил сцепления (меньших полных сил трения) передается малая часть нагрузки, а де­формации сдвига ремня (показаны тонкими линиями) при­водят к небольшому относительному снижению его скорости.

В точке В силы сцепления становятся равными силам трения, происходит срыв и начинается скольжение ремня по дуге ВС — дуге скольжения. На этой дуге с углом αск за счет нарастающих от точки В к точке С сил трения передается основная часть окружного усилия и имеет место значительное снижение окружной скорости.

Снижение скорости от v1 (для ведущей ветви) до v2 (для ведомой ветви) характеризуют относительным скольже­нием

Передаточное отношение

В расчетах принимают ξ = 0,01 - 0,02.

Быстроходность передачи. Если окружные напряжения в рем­не, определяемые по формуле (18.6), σц0 , то давление на всей дуге обхвата будет равно нулю, и передача не сможет передавать нагрузку. Окружная скорость на шкиве при этом

Для ремня из капрона можно принять напряжение от начального натяжения σ0= 50 МПа и v1Kp = 150 м/с.

С увеличением быстроходности возрастают потери на тре­ние и при окружной скорости t)Kp = |/сто/5р потери на трение будут наибольшими. Режимов работы передачи со скоростью v2kp следует избегать из-за опасности перегрева ремня.

Оптимальная скорость ремней 20 — 25 м/с, а наибольшая допустимая 30 — 35 м/с. Узкие клиновые ремни с улучшенным кордом могут работать при скоростях до 40 — 60 м/с.

Геометрия передачи. Основными геометрическими парамет­рами передач являются диаметры шкивов Dt и D2, межосевое расстояние а, длина ремня L и угол обхвата α на меньшем шкиве. .

Для ограничения напряжений изгиба (см. с. 295) диаметр Dt меньшего шкива в клиноременной передаче регламентирован стандартом для каждого сечения ремня (ГОСТ 1284-80). Для передач с плоским ремнем минимальный диаметр (мм) меньшего шкива находят по эмпирической формуле

где P1 — передаваемая мощность, кВт; п1 — частота вращения меньшего шкива, об/мин.

Минимальное межосевое расстояние в плоскоременных пе­редачах

amin = 0,5(Dl+D2),

в клиноременных передачах (на основе данных эксплуатации) amin = 0,55 (Dl+D2) + h.

Для увеличения долговечности ремня принимают а > amin.

Максимальное межосевое расстояние по экономическим соображениям (во избежание увеличения габаритов и сто­имости ремней) рекомендуют ограничивать величиной

аmax = 2(D1+ D2).

Рис. 18.7. Схема передач с натяжным роликом

Требуемая длина ремня для открытой передачи при за­данном (или желательном) межосевом расстоянии а и угле обхвата а определяется как сумма прямолинейных участков и дуг обхвата

Угол обхвата меньшего шкива

Рекомендации по выбору а даны ниже. Длину для пере­дач с натяжным роликом (рис. 18.7) находят аналогично.