§ 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев является основным для закрытых (работающих в масле) передач.
Экспериментально установлено, что наименьшую контактную прочность имеет околополюсная зона активных (рабочих) поверхностей зубьев. Поэтому расчет контактных напряжений производят для фазы контакта зубьев в полюсе зацепления (рис. 20.32).
Прямозубые и косозубые передачи. В расчете полагают, что контакт двух зубьев аналогичен контакту двух цилиндров с радиусами p1 и р2, равными радиусам кривизны эвольвент зубьев в точке контакта, т. е. для расчета зубьев используется задача Герца о контакте цилиндров (см. гл. 14). Использование такой модели оказывается оправданным, так как размеры площадки контакта малы по сравнению с размерами зуба.
Максимальное контактное напряжение в зоне контакта зубьев можно вычислить по формуле (19.3) при q = wn.
Для получения расчетного соотношения выразим величины, входящие в равенство (19.3), через силовые и геометрические параметры передачи.
Нормальное удельное усилие wn связано с расчетной удельной окружной силой зависимостью [см. формулу (20.20)]*
(20.28)
……………………………..
* Здесь и далее параметрам, связанным с расчетом контактной прочности передач, приписывается индекс Н.
Сначала рассмотрим расчет косозубой передачи. Радиусы кривизны для косозубого зацепления находим по диаметрам эквивалентных прямозубых колес (см. с. 334)
тогда, имея в виду передаточное число и = d2/d1 ,
Знак плюс берется при расчете внешнего зацепления, а знак минус — внутреннего.
Учитывая эти соотношения и зависимость (19.3), запишем условие контактной прочности по допускаемым напряжениям для активных поверхностей зубьев
(20.29)
где— коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей, коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес (модули упругости E1 и Е2 и коэффициенты Пуассона v1 и v2), для стальных колес ZM = 275 МПа1/2; Ze - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; для прямозубых колес Ze = 1; для косозубых— допускаемое напряжение (см. ниже с. 359).
Расчетные напряжения одинаковы для обоих колес, поэтому расчет выполняют для того из колес пары, у которого допускаемое напряжение меньше.
Менее прочным часто бывает колесо, тогда для него и ведут расчет на прочность.
Подставляя в условие (20.29) соотношение для wHt и принимая а такжепосле простых преобразований получим
(20.30)
где— коэффициент.
В предварительных расчетах для стальных прямозубых колес можно принимать
Kd = 770 МПа1/3, для косозубых колес Kd = 680 МПа1/3, — вращающий момент на шестерне, Н• м; — коэффициент ширины колеса: для колес малой твердости (НВ < 350) принимают при их консольном расположении; для колес высокой твердости(НВ > 350) принимают при их консольном расположении
и — передаточное число.
Значения можно принимать из табл. 20.1; в предварительных расчетах можно считать.
Из формулы (20.30) видно, что размер колес (габариты) из условия контактной прочности не зависит от модуля (размеров зуба). Это объясняется тем, что размеры площадки контакта малы в сравнении с размерами зуба. Габариты передачи в этом случае можно уменьшить за счет повышения прочности поверхностных слоев зубьев (увеличением ) путем поверхностной закалки или химико-термической обработки, увеличением приведенного радиуса кривизны точек зубьев путем изготовления колес с положительным смещениемх , а также увеличением межосевого расстояния.
В практических расчетах минимальное значение модуля устанавливают из расчета на изгиб. Если оказывается, что расчетное значение m < 1,5 мм, то принимают мм, так как при малом значениит возрастают требования к жесткости передачи, увеличивается опасность повреждения зубьев из-за концентрации нагрузки и в связи с перегрузкой.
Далее при известном модуле определяют остальные размеры передачи:
Отметим, что должно быть z1 > zmin, где zmin — минимальное число зубьев; zlmin 17
(см. с. 331).
Расчет прямозубых колес ведут по тем же формулам при
Конические передачи. Для прямозубого конического зацепления приведенный радиус кривизны рп определяют по диаметрам эквивалентных колес [см. с. 337]
Принимая во внимание, что , получим
После подстановки и несложных преобразований имеем
где dm1 — средний диаметр меньшего колеса (шестерни).
Удельная нагрузка в этом сечении определяется так же, как и для прямозубого колеса.
Учитывая эти соображения, из условия прочности по допускаемым контактным напряжениям несложно получить следующее соотношение, аналогичное формуле (20.30):
(20.31)
где 0,85 — экспериментальный коэффициент;— коэффициент ширины шестерни относительно диаметраdm1 обычно меньшие значения берут для колеса с высокой твердостью зубьев(НВ > 350).
Далее расчет ведут в той же последовательности, как и расчет цилиндрических передач.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров