§ 5. Конструкции подшипниковых узлов
Подшипниковый узел должен обеспечить восприятие радиальных и осевых сил, а также исключить осевое смещение вала, нарушающее нормальную работу сопряженных деталей (зубчатых и червячных колес, червяков, уплотнений и др.). Это достигается за счет крепления подшипников на валах и фиксирования их в корпусе.
1'ис. 27.7. Способы установки подшипников:
а — с плавающей опорой; б — враспор
Посадки внутренних колец на вал осуществляют в системе отверстия, наружных колец в корпус — по системе вала. Посадки подшипников даны в ГОСТ 25347 — 82.
Выбор посадки зависит от условий работы. Если вращается вал, то его соединение с внутренним кольцом подшипника производят по посадке с натягом (g6, k6, js6, тб, иб, Ы и др.). Наружное кольцо в этом случае устанавливается в корпус по посадке с зазором или переходной посадке, которая также допускает зазор (H7, ΚΊ, J7, Js6, Кб и др.). Так устраняют возможное заклинивание тел качения и неравномерный износ дорожки качения на наружном кольце.
Конструкции подшипниковых узлов должны исключать также заклинивание тел качения при действии осевой нагрузки, теплового расширения валов или погрешностей изготовления. В связи с этим получили наибольшее распространение следующие два способа фиксирования подшипников в корпусе.
Первый способ состоит в том, что одну опору, воспринимающую радиальную силу, делают скользящей (плавающей), оставляя зазор 0,2 — 1,0 мм между наружным кольцом и крышкой (рис. Π Л, а; правая опора). Зазор регулируется прокладками (зачернены на рисунке). Второй подшипник жестко закрепляют η корпусе и он может воспринимать радиальную и осевые двусторонние силы. Левая опора на рис. 27.7, а имеет фиксацию обоих колец с помощью разрезного кольца 1, гайки 2 и крышки 3.
Такой способ установки подшипников применяют в конструкциях при любой длине валов, а также при установке налов в подшипники, размещенные в разных корпусах; его широко используют в передачах (кроме конических и червячных).
Основной недостаток способа - малая жесткость вала в осевом, радиальном и угловом направлениях.
Угловая жесткость вала может быть повышена при установке в фиксированной опоре двух подшипников, за счет регулировки которых сводят к минимуму также радиальные и осевые смещения («игру») вала. В таком исполнении способ применяют и для установки валов конических и червячных передач, требующих точной осевой фиксации.
Второй способ состоит в том, что внешние торцы наружных колец подшипников упирают в торцы крышек или других деталей корпуса (рис. 27.7, б) - фиксация в распор с гарантированным зазором 0,2 - 0,3 мм (регулируемым с помощью прокладок) для компенсации возможного теплового расширения. При такой установке внешняя осевая сила будет восприниматься либо одной, либо другой крышкой.
Этот способ конструктивно прост и наиболее часто применяется при установке валов конических и червячных передач с использованием радиально-упорных шариковых и роликовых подшипников, а также при установке коротких жестких валов.
Если конструктивно допустимо некоторое осевое смещение, то в качестве опор, воспринимающих осевые силы, могут использоваться радиальные и сферические шарикоподшипники, а также сферические роликоподшипники.
Рис. 27.8. Способы крепления внутренних колец подшипников:
α — посадка с натягом; б —кольцом, посаженным с натягом, и штифтом; β - пружинным стопорным кольцом; г - гайкой и стопорной шайбой; д - торцовой шайбой и корончатой гайкой со шплинтом; е - плоской торцовой шайбой и винтом
Рис. 27.9. Способы крепления наружных колец в корпусах:
а — кольцами, привинченными к стенкам корпуса; б —пружинным стопорным кольцом; в —крышкой; г — установкой кольца в крышке; д — специальной фасонной шайбой; е — разрезной фасонной шайбой с резьбой
использоваться радиальные и сферические шарикоподшипники, а также сферические роликоподшипники.
Способы фиксации внутренних колец на валах и наружных колец в корпусах разнообразны (рис. 27.8 и 27.9).
Способы смазывания подшипников даны в гл. 28.
Пример. Подобрать подшипники для вала зубчатой передачи, работающей при постоянном режиме и нагрузке со значительными толчками: Frl = 4000 Η; Fal = 800 Η; Fr2 = 1500 Η; η = 2000 об/мин; l.h = 10000 ч; желательный диаметр отверстия 45 мм; температура и подшипнике t < 100 °С.
Решение. Расчет ведем по наиболее нагруженному первому подшипнику.
Так как осевая нагрузка невелика, а частота вращения значи-чсльная, то выбираем шарикоподшипник радиальный.
1. Вычисляем отношение при V = 1:
Полученное значение находится в пределах табличных значений e (см. табл. 27.1). Однако определить коэффициенты X и У для расчета приведенной нагрузки по формуле (27.9) мы не может, так как неизвестно значение е, соответствующее отношению Fa/C0 для искомого подшипника (подшипник пока не подобран и неизвестно значение CO). Задачу решаем подбором.
В первом приближении полагаем, что ерасч < етабЛ и принимаем из табл. 27.1 X = 1 и У= 0.
Определяем приведенную нагрузку при Κτ = 1 и Kб = 1,3:
4. Вычисляем долговечность
5. По формуле (27.10) находим динамическую грузоподъемность
Срасч = RL= 5200 1200 = 54 600 Η.
По каталогу для подшипников тяжелой серии при d = 45 мм находим С = 60400 Н, что выше расчетного значения, т. е. С > Срает.
Полагаем, что мы занизили значение У, приняв У= 0, и про веряем подшипник с d = 45 мм. По таблице [4] Со = 46400 Н, при этом отношение FJC0 = 800/46 400 = 0,017.
Однако по табл. 27.1 этому значению отношения Fa/C0 соответствует етабл = 0,205 > ерасч (ерасч = 0,2). Следовательно, значения коэффициентов X и Υ приняты правильно, и подшипник 409 с d = 45 мм удовлетворяет режиму работы.
ГЛАВА
28
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров