§ 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
Размеры колеса. Рассмотрим зацепление зубчатого колеса модуля т с числом зубьев z с инструментальной рейкой в конце обработки (рис. 20.11). Предположим, что нарезание зубьев происходило при радиальном смещении на величину тх (х — смещение рабочего контура рейки относительно колеса), что эквивалентно смещению делительной прямой (ДП) рейки относительно начальной прямой (НП) на ту же величину.
Так как начальная (станочная) окружность в процессе нарезания на колесе зубьев катится без скольжения по начальной прямой рейки, то на этой окружности шаг рейки должен уместиться z раз (z — число нарезаемых зубьев), т. е.
Рис. 20.11. Зацепление зубчатого колеса с рейкой
Рис. 20.12. Зубчатое зацепление в передаче без смещения
z=nd/p.
Окружность, на которой шаг равен шагу рейки, называют делительной окружностью. Так как отношение р/π = = т, то
d = mz. (20.11)
Диаметр основной окружности
db = mz cos a,
где а — угол профиля исходного контура.
Диаметр окружности впадин (см. рис. 20.11)
df = mz - 2 (ha* + с* - х)т,
а диаметр окружности вершин
da = df + 2h = mz + 2(ha* + x)m.
Толщина зуба по делительной окружности равна ширине впадины рейки по начальной прямой
Высота зуба (рис. 20.12) h = 0,5 (da - df), высота головки зуба ha = 0,5 (da - d) и высота ножки зуба hf = 0,5 (d - df).
Рис. 20.13. Зубья колес (z = W), нарезанных с различным смещением
(первый слева - при х =—0,5, второй - при х = 0, третий - при х = 0,5)
Из формул видно, что диаметры колес, кроме d и db, зависят от смещения производящего контура. Условно считают смещение положительным, если при изготовлении колеса делительная прямая производящей рейки не пересекает и не касается делительной окружности колеса (см. рис. 20.11). При отрицательном смещении (х < 0) делительная прямая
рейки пересекает, а при х = 0 (нарезание без смещения) касается делительной окружности колеса. Смещение изменяет форму зуба (рис. 20.13). Так, положительное смещение приводит к утолщению зуба у основания и уменьшению кривизны профиля, так как зуб очерчивается более удаленным от основной окружности участком эвольвенты. Такие изменения формы способствуют повышению его прочности.
Благодаря смещению инструмента удается снизить минимально допускаемое число зубьев на колесе без утонения (подрезания) их у основания.
Межосевое расстояние. Различают зубчатые колеса и передачи со смещением и без смещения. Передачи без смещения имеют x1= х2 = 0 (здесь х1 и х2 — смещения первого и второго колес). В таких передачах угол зацепления αw численно равен углу профиля исходного контура а, а межосевое расстояние (см. рис. 20.12)
(20.12)
В таких передачах начальные окружности совпадают с делительными (dw1 = d1 и dw2 = d).
Передачи со смещением образуются из колес, нарезанных со «смещением.
Если коэффициенты смещения колес х1 и х2 равны по величине, а знаки их противоположны, то х∑ = х1+ х2 = 0. Такая передача называется равносмещенной и для нее, как и в передаче без смещения, aw = a, αw = α и dw = d.
Если х∑≠ 0, то в такой передаче со смещением угол зацепления αw ≠α и межосевое расстояние
(20.13)
Межосевые расстояния для стандартных редукторов стандартизованы (aw = 40; 50; 63; 80; 100; 125; 160; 180; 200; 225; 250; 280; 315; 400; 450; 500 мм). Для нестандартных передач можно не придерживаться этих значений.
Межосевые расстояния можно округлять за счет некоторого отклонения передаточного числа (за счет изменений z2).
Для «вписывания» прямозубой передачи в заданное межосевое расстояние можно воспользоваться изменением угла зацепления otw (за счет смещения), который находят из очевидного соотношения
Геометрическому расчету передачи обычно предшествует кинематический расчет (определение передаточного числа и и др.) и назначение (определение) ряда исходных параметров, с помощью которых далее находят необходимые размеры. К таким параметрам можно отнести число зубьев шестерни zt. Если принять Z1min, то и межосевое расстояние (габариты передачи) при заданных параметрах и, т и αw будет наименьшим.
При нарезании зубьев без смещения можно изготовить колесо лишь с z1min= 17. Вводя смещение инструмента, получают z1min= 12 и менее.
На практике минимальное число зубьев шестерни назначают с учетом технологических факторов, а также кинематических параметров (плавность работы и др.). Для колес, нарезаемых без смещения, в зависимости от частоты вращения п1 рекомендуется принимать:
п1, об/мин .... менее 100 100-500 500-1000 св. 1000
Z1min 17-18 18-22 22-24 24-26
При назначении числа зубьев колеса z2 — uz1 также учитывают предшествующий опыт проектирования и эксплуатации передач: при невысоких окружных скоростях колес (v < 6 м/с) и постоянной нагрузке числа зубьев колес передачи принимают кратными друг другу или с возможно большим числом общих множителей для ускорения их приработки. При высоких окружных скоростях (v > 6 м/с) и переменной нагрузке принимают взаимно простые числа зубьев или с возможно меньшим числом общих множителей.
Расчет геометрических параметров цилиндрических зубчатых передач выполняют по ГОСТ 16532 — 70.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров