§ 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
У косозубых (рис. 20.14, а) и шевронных (рис. 20.14,6) колес зубья наклонены под некоторым угол ом р к образующей делительного цилиндра, но оси колес являются при этом параллельными.
Направление наклона линии зуба можно определить, глядя на цилиндрическую поверхность венца. Если при этом виден зуб, поднимающийся слева направо, то такое направление считают правым. Обычно зуб шестерни делают правым, а колеса — левым (направления зубьев сопряженных колес всегда противоположны).
Нарезание косозубых и шевронных колес может производиться прямозубой рейкой, как и при изготовлении прямозубых колес: наклон зуба получают соответствующим поворотом инструмента относительно заготовки на угол β. При этом профиль косого зуба в нормальном к его оси сечении будет таким же, как и в прямозубом колесе.
Картина зацепления косозубых колес в торцовой плоскости будет такой же, как и для прямозубых колес, но параметры косозубого колеса в этой плоскости будут зависеть от угла β ;
(20.14)
гдеmt и рt- соответственно торцовые (окружные) модуль и шаг зубьев; тn и рn — то же, в нормальном к оси зуба сечении; d — диаметр делительной окружности; aw — межосевое расстояние.
Рис. 20.14. Косозубое (а) и шевронное (б) колеса
В передаче со смещением межосевое расстояние находят по формуле (20.13) путем замены в ней т на mt, αw на αwt и α на αt.
Нарезание косозубых и шевронных колес может производиться также и стандартной косозубой рейкой, обкатывающей заготовку в процессе резания в плоскости вращения колеса.
В косозубой рейке различают (рис. 20.15): торцовый шаг рt , нормальный рn и осевой рх и соответствующие им модули: нормальный тп, торцовый mt и осевой тх:
Эти модули связаны зависимостями
где Р — угол наклона зубьев.
Угол профиля αt в торцовой плоскости не равен углу αn в нормальном к оси зуба сечении косозубой рейки, так как при постоянной высоте зуба шаги pt и рn не равны:
Таким образом, при нарезании прямозубой рейкой колесо будет иметь стандартный нормальный модуль тп, а торцовый модуль может быть нестандартным (произвольным).
При нарезании косозубой рейкой стандартным будет лишь модуль тt , а модуль тп в общем случае может оказаться нестандартным.
Однако угол β можно выбрать таким, чтобы оба модуля оказались стандартными. Такие инструменты используются для изготовления шевронных колес.
Рис. 20.15. Контур косозубой рейки Рис. 20.16. Эквивалентное колесо
Существенно, что прочность зуба определяют его размерыи форма в нормальном к зубу сечении, образующем эллипс с полуосями c = d/2 и e = 0,5dcosβ (рис. 20.16). Радиус кривизны эллипса rv = е2/с = d/cos2β). В цилиндрическом прямозубом колесе с диаметром делительной окружности
dv = 2rv = d/(cos2 β)
форма зуба будет такой же, как и в нормальном к зубу сечении косозубого колеса. Число зубьев в таком эквивалентном колесе
С увеличением угла β наклона линии зуба эквивалентные параметры возрастают, способствуя повышению прочности передач.
Зацепление косозубых колес отличается от зацепления прямозубых колес тем, что в каждом сечении, параллельном торцовой плоскости, фаза зацепления не одинакова.
Линия контакта зубьев является также прямой, лежит в плоскости зацепления и наклонена к образующей основного цилиндра на угол βb (рис 20.17, tg βb = tg β cos αt). В результате возрастает длина линии контакта. Так, если в некоторый момент на одном торце зуба зацепление заканчивается (см. рис. 20.17), то для выхода из зацепления другого торца того же зуба линия контакта должна переместиться в положение, показанное штриховой прямой, на Δq=b tg βb .
Отношение εβ = Δq/pbt называют осевым коэффициентом перекрытия, а отношение εα = qα/pbt— торцовым коэффициентом перекрытия. Таким образом, коэффициент перекрытия косозубых колес
ε= εα + εβ.
Благодаря увеличению длины контактных линий (коэффициента перекрытия) косозубые колеса прочнее прямозубых, работают плавно и менее шумно. Их целесообразно применять в быстроходных передачах.
Угол β наклона линии зуба назначают в пределах 8 — 20°, для шевронных колес β < 40°. Менее 8° угол β выполнять не следует, так как в этом случае утрачиваются указанные выше преимущества косозубых передач перед прямозубыми.
Рис. 20.17. Поле зацепления косозубого колеса
При увеличении угла β свыше 20° габариты опор становятся чрезмерно большими из-за возрастания осевой составляющей усилия в зацеплении.
Часто, например, в соосных передачах величину угла β наклона линии зуба устанавливают из условия размещения («вписывания») передачи в заданном межосевом расстоянии aw при фиксированных значениях иw, тn и z1. Тогда из формулы (20.14) следует
Значение угла β в заданных пределах при постоянных aw и и можно получить изменением z1 и тп.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров