logo
ОПД_Полн

Управление качеством продукции Понятие и показатели качества продукции

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойством называется объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Каждое свойство может быть количественно выражено путем соотношения этого свойства с заранее установленным или принятым за эталон сравнения, и это называется показателем качества.

Показатели могут быть единичными, комплексными, определяющими, интегральными:

Единичныехарактеризуют одно свойство продукции или изделия.

Комплексныеэто показатели, характеризующие совокупность объединенных свойств.

Определяющие - это те оценочные показатели, по которым принимается решение о качестве.

Интегральные - выражаются через соответствующие экономические показатели, характеризующиеся отношением полезного эффекта, создаваемого изделием к суммарным затратам на его создание и эксплуатацию.

Эп– полезный эффект, руб.;

К1– затраты на создание, руб.;

К2– затраты на эксплуатацию, руб.

Все показатели согласно ГОСТа делятся на десять групп.

1. Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

2. Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяет такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

3. Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

4. Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

5. Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного , газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д.

6. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

7. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

8. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

9. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

10. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность всех показателей формирует качество продукции. Качество продукции выражается уровнем качества (Ук). Уровень качества - это совокупность перечисленных групп показателей.

Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

где Копт— экономически оптимальное качество;

Р — качество изделия;

С — затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

Итак, качество продукции в условиях современного производства — важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все — от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

Комплексное управление качеством продукции

Идея комплексного управления качеством заключается в следующем. На качество влияет множество факторов, но необходимо, чтобы при управлении качеством были выделены основные факторы. Но этого мало. Нужно учитывать взаимосвязь факторов, чтобы воздействуя на один из них, знать реакцию других. (при повышении зарплаты одному рабочему, другие будут выполнять такую же работу хуже) Не менее важно, чтобы управление качеством осуществлялось на все этапах производства. При этом необходимо установить четкую взаимосвязь в работе подразделений.

Учет всех основных факторов качества и их взаимного влияния, охват всех этапов работ и увязка работ по качеству, выполняемых различными подразделениями, в единую систему - это и есть комплексное управление качеством.

Комплексное управление качеством развивалось и у нас. В процессе его формирования было пройдено несколько этапов.

1. Саратовская СБИП. Система бездефектного изготовления продукции и сдача ее ОТК с первого предъявления. Она разработана в 1955 году. Основными элементами этой системы являются:

1) Непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы.

2) Не допускается каких-либо отступлений от технической и технологической документации.

3) Исполнители предъявляют продукцию ОТК только после того как сами убедятся в ее пригодности. При обнаружении работниками ОТК одного дефекта в предъявленной партии она полностью возвращается исполнителю.

Вся система состоит из трех мероприятий:

1) Организационно-технические мероприятия, заключающиеся в применении прогрессивной технологии, оснащения рабочего места необходимой оснасткой, мерительным инструментом, развитие массового самоконтроля.

2) Воспитательные мероприятия — это воспитание у рабочего чувства личной ответственности за качество выполняемой работы, широкая гласность результатов соревнования за бездефектное выполнение работы.

3) Экономические мероприятия, которые включают в себя планирование показателей качества и материальное стимулирование за выпуск и сдачу доброкачественной продукции ОТК с 1-го предъявления. Разработаны специальные методы премирования.

Но Саратовская система была направлена только на обеспечение качественного труда рабочих и не охватывала производства в целом.

2. Дальнейшее развитие она получила в системе КАНАРСПИ -(качество, надежность, ресурс с первого изделия), разработанной на горьковском авиационном заводе в 1958 году.

Система предусматривает проведение работ по следующим направлениям:

1) Создание совершенной конструкции изделия, обладающей высокой надежностью.

2) Дальнейшее повышение качества в серийном производстве.

3) Повышение технического уровня эксплуатации изделия.

В систему КАНАРСПИ саратовская входит как составная часть. Организационно-техническими особенностями горьковской системы являются:

1) Комплексное решение задач повышения эффективности производства, т.е. система охватывает все в целом, начиная со стадии разработки конструкции и кончая ее эксплуатацией.

2) Наличие обратной связи о проявлении качественных характеристик изделия в процессе эксплуатации.

3) Создание лабораторных центров и широкое развитие на предприятии научных исследований по повышению качества продукции.

3 Наиболее известной в настоящее время является комплексная система управления качеством продукции КСУКП, разработанная во Львове в 70-х годах. Она аккумулирует опыт многих предприятий и ранее разработанных систем управления качеством. Основной особенностью КСУКП является то, что она основана на стандартах предприятия. Все стандарты предприятия разбиты на 4 группы. Имеется 26 стандартов управления качеством труда на всех этапах деятельности предприятия. 72 стандарта управления качеством продукции на этапе серийного изготовления, 8 стандартов на этапе эксплуатации, 71 стандарт предприятия на этапе конструкторской разработки. В КСУКП предусмотрено материальное поощрение за высококачественную работу. Качество работы определяется количественно с помощью коэффициента качества работы.

Где Кснi – коэффициент снижения.

Каждому работнику при подведении итогов выставляется Ксн i По

львовской системе 1% возвращенной продукции ОТК снижает Ккр на 0,02, одно нарушение технического режима - 0,05 и т.д. При Ккр=0,9-1 бригаде выплачивается 90-100% премии, при ККр=0,75-0,89 начисляется 85-90% премии и т.д. Качество работы руководителей и специалистов определяется коэффициентом выполнения плана и коэффициентом качества продукции.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется: политика в области качества — непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции (рис. 3.3).

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

1. улучшение экономического положения предприятия;

2. расширение или завоевание новых рынков сбыта;

3. достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

4. ориентацию на удовлетворение требований потребителя, определенных отраслей или регионов.

Формируется высшим

руководством

предприятия

Создаётся руководством

предприятия как

средство реализации

политики предприятия

в области качества

2.Проектирование и/или

1.Маркетинг, поиски и разработка технических

изучение рынка требований, разработка

продукции

11.Утилизация после 3.Материально-техническое

использования снабжение

4.Подготовка и разработка

10.Техническа помощь производственных

и обслуживание процессов

9.Монтаж и 5.Производство

эксплуатация

6.Контроль, проведение

8.Реализация и испытаний, исследований

распределение

7.Упаковка и хранение

Рис.1 Управление качеством продукции

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов.

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.