§ 3. Сцепные управляемые
И САМОУПРАВЛЯЮЩИЕСЯ МУФТЫ
Муфты этой группы предназначены для соединения и разъединения валов с помощью механизмов управления, а также для ограничения вращающего момента.
Сцепные управляемые муфты. Конструкции сцепных управляемых муфт разнообразны. На рис. 25.8 приведена кулачковая сцепная муфта, встроенная в зубчатое колесо. Ее полумуфты / (посажена с натягом на ступицу колеса и зафиксирована штифтами 7) и 5 имеют на торцовой поверхности выступы — кулачки 6 трапециевидного сечения. Полумуфта3 является подвижной и с помощью рукоятки 2 может перемещаться вдоль шлицевого вала 4 до ограничительного кольца 5. При включенном положении муфты (показано на рис. 25.8) вращающий момент от зубчатого колеса передается через кулачки и шлицы к валу. При выключенном положении зубчатое колесо свободно вращается на валу, опираясь на подшипник скольжения 8.
Зубчатая муфта
(рис. 25.9) работает аналогично кулачковой муфте. Включение и выключение муфты осуществляется перемещением втулки 1 вдоль ведущего вала 2 по шпонке 3. Для уменьшения износа зубьев в муфту заливается густой смазочный
материал (масло). Герметизация муфты обеспечивается
уплотнением 4. Кольцо 5 ограничивает ход зубчатой Рис.25.8. Кулачковая муфта
втулки 1.
Рис. 25.9. Зубчатая сцепная муфта
Кулачковые и зубчатые сцепные муфты выходят из строя из-за износа кулачков и зубьев. Их расчет ведут в форме ограничения среднего давления на кулачках и зубьях.
Фрикционные сцепные муфты передают вращающий момент между полумуфтами 1, 2 и дисками 3 за- счет сил трения на рабочих поверхностях (рис. 25.10, а). Применяют также конусные муфты (рис. 25.10, б). Давление на поверхностях контакта (смазываемых или сухих) создают с помощью устройств и механизмов включения различного типа (пружинно-рычажных механизмов, электрических, гидравлических и пневматических устройств).
При включении фрикционных муфт вращающий момент нарастает с увеличением усилия нажатия .Fа (контактных давлений на поверхностях трения). Благодаря этому можно соединять валы под нагрузкой. Пробуксовывание муфты в процессе включения обеспечивает плавный разгон ведомого вала.
Фрикционные муфты должны обладать надежностью сцепления, высокой износостойкостью и теплостойкостью контактирующих поверхностей.
Материал трущихся деталей (накладок) выбирают в зависимости от среднего контактного давления
(25.1)
где Т — вращающий момент; к = 1,3-1,5 — коэффициент сцепления; Dт — средний диаметр контакта (см. рис. 25.10); f— коэффициент сцепления (трения покоя); г - число пар поверхностей трения; F — площадь поверхности трения; [р] — допускаемые давления (табл. 25.1).
Таблица 25.1. Допускаемые давления [p] и коэффициенты трения / между стальным диском и дисками из различных материалов при скорости скольжения v ск < 2,5 м/с
Расчетные параметры |
| Материалы одного из | дисков |
| |
Металлокерамика * | Сталь | Чугун | Феродо* | Текстолит | |
[р], МПа | 2,5-3,0 | 0,4-0,6 | 0,4-0,6 | - | 0,4-0,6 |
1,0-1,5 | 0,2-0,3 | ||||
f | 0,15 | 0,12 | 0,15 | . 0,35 | 0,12 |
0,25 |
* В числителе — значения параметров при смазанных дисках, в знаменателе — для дисков без смазывания.
Примечание. Допускаемые давления следует снижать: на 15 % при vск 5 м/с;на 30 % при vск = 10 м/с и на 35 % при vск = 15 м/с.
Площадь поверхности соприкосновения (контакта)
здесь b — ширина поверхности трения, ее принимают в зависимости от диаметра Dт \|/ = b/Dт. Обычно \|/ = 0,15-0,25 — для дисковых и конусных муфт ; \|/ = 0,2 - 0,3 — для цилиндрических муфт.
Если принять фрикционный материал и задаться величиной \|/, то
Осевое усилие, необходимое для создания нормального усилия в дисковой (а = 90 °) или коническрй муфте:
Интенсивность изнашивания муфт зависит от мощности, расходуемой на трение;
где VСК = 0,5wDт — средняя скорость скольжения; [P] — допускаемая мощность трения.
Из формулы (25.1) несложно заметить, что для увеличения передаваемого вращающего момента можно увеличить число пар поверхностей трения. При этом осевая сила, сжимающая детали, остается неизменной. Это обстоятельство реализуют на практике, применяя многодисковые муфты (рис. 25.11).
включений
Муфта состоит из посаженного на вал 1 барабана 2 с внутренними шлицами, шлицевой втулки 8, посаженной на ведомый вал 9, а также трех ведущих дисков 9 5 и двух ведомых дисков 4, сжимаемых поводком 3 при осевом перемещении втулки 6 по направляющей шпонке 7. Осевое перемещение тормозных дисков происходит
Рис. 25.11. Многодисковая фрикционная сцепная муфта
Рис. 25.12. Многодисковая фрикционная предохранительная муфта
за счет скольжения их выступов по гилицевым пазам барабана и втулки.
Сцепные самоуправляющиеся муфты. Муфты этой группы выполняют автоматически одну из следующих функций: а) ограничение передаваемой нагрузки (предохранительные муфты); б) .передачу нагрузки (момента) только в одном направлении (обгонные муфты); в) включение и выключение при заданной скорости (центробежные муфты).
Ниже даны лишь краткие сведения. Полные данные содержатся в специальной литературе.
Предохранительные муфты сраба тывают, когда вращающий момент превышает некоторую установленную величину.
На рис. 25.12 приведена фрикционная предохранительная муфта, по конструкции сходная со сцепной муфтой на рис. 25.11. При возрастании вращающего момента до расчетного значения (устанавливаемого затяжкой винтами ) пружины 2) муфта начнет проскальзывать.
Отметим, что в сцепной муфте механизм управления (пружина) отсутствует.
Принцип действия пружинно-шариковых муфт (рис. 25.13) простой. При достижении вращакигдим моментом предельной величины под действием осевых усилгий, обусловленных формой впадин (см. вид В - В на. рис. 25.13) полумуфты 1, шарики
429
Рис. 25.13. Пружинно-шариковая муфта
смещаются в осевом направлении (преодолевая сопротивление пружины) и размыкают муфту с последующим про-щелкиванием.
Пружинно-шариковые муфты (ГОСТ 15621—77) для диаметров валов от 8 до 48 мм допускают вращающие моменты 4-400 Н*м.
На практике используют также пружинно-кулачковые муфты и другие типы предохранительных муфт.
Обгонные муфты (муфты свободного хода) предназначены для передачи вращающего момента только в одном направлении.
Наибольшее распространение получили фрикционные обгонные муфты, передающие момент за счет заклинивания между полумуфтами промежуточных тел (в основном роликов). Такие муфты бесшумны, компактны, могут работать при высокой частоте вращения.
На рис. 25.14 показана роликовая обгонная муфта. При вращении звездочки 1 по часовой стрелке ролики 2 заклиниваются между звездочкой и наружным кольцом 3 и передают вращение соединенному с ним ведомому валу. Прижимные устройства 4 уменьшают мертвый ход и способствуют равномерному распределению нагрузки между роликами. При вращении звездочки в обратном направлении ролики заклиниваться не будут и вращение не будет передаваться.
Муфта свободного хода позволяет ведомому звену вращаться (например, по инерции) при остановленном ведущем звене. Этот эффект используется в передачах велосипедов, мотоциклов, станков, автомобилей и т. д.
25.14. Роликовая обгонная муфта
В роликовой муфте ведущим может быть и наружное кольцо при вращении против часовой стрелки.
Усилия, действующие на ролик со стороны звездочки 1 и кольца 3, показаны на рис. 25.15. Видно, что равно-действующие FR нормальных сил и сил трения в зонах контакта А и В отклонены от радиуса на угол а/2. Поэтому, для того чтобы ролик 2 не выскальзывал из паза, угол трения р > 0,5а, т. е. f=tg p>tg /2 (f-коэффициент трения скольжения ролика по пазу или обойме).
Усилие, действующеена ролик:
Рис. 25.15. Расчетная схема обгонной муфты
В) 6)
Рис. 25.16. Центробежная четырехколодочная муфта (а), ее расчетная схема (6) и поперечное сечение пружины (в)
где z — число роликов; D — внутренний диаметр кольца; а — угол заклинивания, а = 6 - 8°.
Наибольшее контактное напряжение определяют по формуле Герца (см. с. 313). Звездочку, ролики и кольца изготовляют из стали ШХ15 с твердостью не менее HRC 60, допускаемое напряжение [H] = 1200- 1500 МПа.
Центробежные муфты используют для автоматического соединения и разъединения валов при достижении определенной частоты вращения. Они представляют собой сцепные фрикционные муфты (колодочные, дисковые и др.), в которых нормальное усилие создается центробежными силами. На рис. 25.16, а показана центробежная фрикционная четырехколодочная муфта, встроенная в шкив 1 плоскоременной передачи. Радиально перемещающиеся колодки 2 смонтированы на направляющем кресте 3. В неподвижной муфте положение колодок в кресте фиксируется с помощью плоских пружин 4 и винтов 5. При некоторых частотах вращения, составляющих 70-80% от максимальных, колодки 2 под действием сил инерции, преодолевая усилия пружин 4, вплотную подойдут к внутренней поверхности шкива. Но вращающий момент при этом передаваться не будет. При последующем увеличении частоты вращения колодки прижмутся к шкиву и за счет сил трения последний начнет передавать вращающий момент.
Соприкосновение между колодками и барабаном произойдет при условии, что центробежная сила
где т — масса колодки; w0 — угловая скорость крестовины; r — расстояние центра тяжести колодки от оси вращения (рис. 25.16, б).
Усилие, развиваемое пружиной в форме двухопорной балки:
где у — стрела прогиба; EJ — жесткость сечения пружины при изгибе; J = bh3/12; J - момент инерции сечения пружины (см. рис. 25.16, в); l — расчетная длина пружины.
Для передачи вращающего момента Т необходима угловая скорость w1. При этом
T=(F- F0)Rfz = mrRfz(w12 - w02).
В диапазоне угловых скоростей между w0 и w1 муфта пробуксовывает и постепенно разгоняет ведомый вал.
Масса одной колодки
где к — коэффициент режима.
- Часть 1. Основы расчета
- Глава 1
- § 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним
- § 2. Прочностная надежность деталей машин (методы оценки)
- § 3. Износостойкость деталей машин
- § 4. Жесткость деталей машин
- § 5. Стадии конструирования машин
- Глава 2
- § 1. Машиностроительные материалы
- § 2. Точность изготовления деталей
- Часть 2. Передаточные механизмы
- Глава 3
- § 1. Ремни и шкивы
- § 2. Усилия и напряжения в ремне
- § 3. Кинематика и геометрия передач
- § 4. Тяговая способность и кпд передач
- § 5. Расчет и проектирование передач
- § 6. Передачи зубчатыми ремнями
- Глава 4
- § 1. Виды механизмов и их назначение
- § 2. Кинематика и кпд передач
- § 3. Расчет передач
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика зубчатых передач
- § 3. Элементы теории зацепления передач
- 11 Г. Б. Иосилевич и др.
- § 5. Геометрический расчет эвольвентных прямозубых передач
- § 6. Особенности геометрии косозубых и шевронных колес
- § 7. Особенности геометрии конических колес
- § 8. Передачи с зацеплением новикова
- § 9. Усилия в зацеплении
- § 10. Расчетные нагрузки
- § 11. Виды повреждений передач
- § 12. Расчет зубьев на прочность при изгибе
- § 13. Расчет на контактную прочность активных поверхностей зубьев
- § 14. Материалы, термообработка и допускаемые напряжения для зубчатых колес
- § 15. Особенности расчета и проектирования планетарных передач
- § 16. Конструкции зубчатых колес
- Глава 21 гиперболоидные передачи
- § 1. Общие сведения
- § 2. Геометрический расчет передачи
- § 3. Кинематика и кпд передачи.
- § 4. Расчет на прочность червячных передач
- § 5. Материалы, допускаемые напряжения и конструкции деталей передачи
- Глава 22
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематические характеристики и кпд передачи
- § 3. Расчет несущей способности элементов передачи
- Глава 23
- § 1. Цепи и звездочки
- § 2. Кинематика и быстроходность передач
- § 3. Усилия в передаче
- § 4. Расчет цепных передач
- § 5. Особенности конструирования и эксплуатации передач
- Часть 3. Валы, муфты, опоры и корпуса
- Глава 24
- § 1. Общие сведения
- § 2. Конструкции и материалы валов и осей
- § 3. Расчет прямых валов на прочность и жесткость
- § 4. Подбор гибких валов
- § 1. Общие сведения
- § 2. Нерасцепляемые муфты
- § 3. Сцепные управляемые
- Глава 26
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы подшипников
- § 3. Конструкции и виды повреждений подшипников
- § 4. Нагрузочная способность подшипников скольжения
- Глава 27 подшипники качения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Кинематика и динамика подшипников
- 1'Нс. 27.4. План скоростей в Рис. 27.5. Контактные напряжения и план скоростей в радиально-упорном подшипнике
- § 3. Несущая способность подшипников
- § 4. Выбор подшипников
- § 5. Конструкции подшипниковых узлов
- Детали корпусов, уплотнения, смазочные материалы и устройства
- § 1. Детали корпусов
- § 2. Уплотнения и устройства для уплотнения
- I'm. 28.2. Конструктивные формы прокладок:
- § 3. Смазочные материалы и устройства
- Часть 4. Соединения деталей (узлов) машин и упругие элементы
- § I. Сварные соединения
- § 2. Проектирование и расчет соединений при постоянных нагрузках
- § 3. Расчет на прочность сварных соединений при переменных нагрузках
- § 4. Паяные соединения
- § 5. Клеевые соединения
- Глава 30 заклепочные соединения
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений при симметричном нагружении
- § 3. Расчет соединений
- Глава 31
- § 1. Общие сведения
- § 2. Расчет соединений
- Глава 32
- § 1. Общие сведения
- § 2. Особенности работы резьбовых соединений
- § 3. Виды разрушений и основные расчетные случаи
- § 4. Особенности расчета групповых (многоболтовых) соединений
- Глава 33
- § 1. Шпоночные соединения
- § 2, Шлицевые соединения
- § 3. Профильные соединения
- § 4. Штифтовые соединения
- Глава 34
- § 2. Расчет витых цилиндрических пружин сжатия и растяжения
- § 3. Резиновые упругие элементы
- Глава 35
- § 1. Общие сведения
- § 2. Общие принципы построения систем автоматизированного проектирования
- § 3. Структура математической модели
- § 4. Цели и методы оптимизации
- Глава 36
- § 1. Расчет вала минимальной массы
- § 2. Расчет многоступенчатого редуктора минимальных размеров