logo search
Курс лекций по ДМ

§ 8. Передачи с зацеплением новикова

М. Л. Новиковым разработано зубчатое зацепление с круговыми профилями зубьев (рис. 20.19), которое стандартизовано и благодаря повышенной нагрузочной способности получает все большее применение в машиностроении.

Профили зацепляющихся зубьев (выпуклый и вогнутый) очерчены дугами окружностей (рис. 20.20), радиусы которых p1 и р2 близки между собой. Поэтому теоретические про­фили зубьев будут касаться (контактировать) лишь в одной точке К на линии зацепления.

Особенность описанных профилей состоит в том, что они в торцовом сечении оказываются несопряженными, т. е. зацепление может существовать только в одной точке ().Для сохранения непрерывности зацепления передачи Новикова выполняют только косозубыми (круговинтовыми) при осевом коэффициенте перекрытия> 1.

Рис. 20.19. Передача с зацеплением Новикова

Рис. 20.20. Зацепление Новикова с одной линией контакта

Рис. 20.21. Площадка контакта в передаче с зацеплением Новикова

Рис. 20.22. Исходный контур зубчатых колес по ГОСТ 15023—76 ()

Линией зацепления зубьев будет линия касания делитель­ных цилиндров, вдоль которой перемещается точка контакта (рис. 20.21). Однако в действительности из-за упругой кон­тактной деформации зубьев под нагрузкой их взаимодействие происходит через площадку, размеры которой быстро увели­чиваются в результате приработки (см. рис. 20.21, пятно контакта зубьев после приработки заштриховано). Поэтому передача Новикова имеет высокую нагрузочную способность (в 1,5 раза больше эвольвентной передачи при твердости зубьев НВ < 320 и окружной скорости 12 м/с).

Получили распространение передачи Новикова, у кото­рых головки зубьев обоих колес выпуклые, а ножки - вогнутые. В результате начальный контакт зубьев происходит в двух точках К1 и К2, смещенных одна относительно другой. Передача будет иметь две линии зацепления и более высокую несущую способность. Исходный контур и параметры такой передачи (рис. 20.22) стандартизованы (ГОСТ 15023-76).