logo search
Курс лекций по ДМ

§ 1 Общие сведения о деталях и узлах машин и основные требования к ним

Машины, механизмы, приборы, аппараты, приспо­собления инструменты и другие изделия основного и вспо­могательного производств машиностроительных предприятий изготовляют из деталей. Деталью принято называть элемент конструкции изготовленный из материма одной марки без применения сборочных операций (например, болт, гайка, вал и т.д.)

Совокупность деталей, соединенных на предприятии-изго­товителе сборочными операциями (завинчиванием, сваркой и т д) и предназначенных для совместной работы, назы­вают сборочной единицей {узлом). Простейший узел является составной частью более сложного узла, который, в свою оче­редь, оказывается узлом изделия, комплекса и т. п. Харак­терными примерами узлов являются (по мере нарастания сложности) подшипник, узел опоры, редуктор и т.п.

Изготовление конструкций и узлов из деталей позволяет использовать различные материалы, облегчает их изготовление, эксплуатацию и ремонт, обеспечивает возможность их нормализации и стандартизации, изготовления на специализированных заводах и т.д.

В каждой машине число деталей исчисляется сотнями, тысячами, а в крупных машинах, например в самолете – миллионами. Несмотря на различное конструктивное офор­мление и назначение машин, детали и узлы в них в ос­новном одинаковые (типовые, нормальные и стандартные). К их числу относятся различные соединения (резьбовые, сварные, шлицевые и др.), передачи (зубчатые, винтовые, гибкой связью и др.) и их детали, валы, муфты и опоры, уплотнения и устройства для смазывания, пружины и др.

В связи с этим в промышленно развитых странах приз­нано целесообразным сконцентрировать вопросы расчета, про­ектирования и конструирования деталей и узлов общемаши­ностроительного применения в разделе науки «Машинове­дение и детали машин», а их изучение сосредоточить на этапе общеинженерной подготовки в курсах «Детали ма­шин» и «Прикладная механика» в нашей стране, «Элементы машин» и «Основы проектирования машин» за рубежом.

Детали и узлы машин, как и машины в целом, должны удовлетворять следующим основным требованиям: 1) рабо­тоспособности; 2) надежности; 3) технологичности; 4) эко­номичности; 5) эстетичности.

Работоспособность. Работоспособностью называют состоя­ние деталей, при котором они способны нормально выпол­нять заданные функции с параметрами, установленными нор­мативно-технической документацией (техническими условиями, стандартами и т. п.).

Надежность. Под надежностью понимают свойство изделия (детали, узла, машины) выполнять функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение заданного промежутка времени или требуемой наработки. Термины и определения по надежности указаны в ГОСТ 13377-75.

Надежность является общей проблемой для всех отраслей машиностроения и приборостроения. Любая современная ма­шина или прибор, какими бы высокими характеристиками они не обладали, будут обесценены при ненадежной работе.

Надежность изделия зависит от необходимой наработки, которая может исчисляться в часах работы станка, налета самолета и т.д., в километрах пробега автомобиля, - гектарах обработанной земли для сельскохозяйственной машины и т. д. Надежность зависит от всех этапов создания и эксплуатации изделий. Ошибки проектирования, погрешности в производстве, упаковке, транспортировке и эксплуатации изделия сказываются на его надежности.

Отметим, что отказы деталей машин в основном являются невосстанавливаемыми и связаны, как показала практика, с разрушениями (статическими, малоцикловыми и усталост­ными), изнашиванием и недостаточной жесткостью. Поэтому задачи обеспечения прочности, жесткости и износостойкости деталей машин являются основными в проблеме их на­дежности.

Работоспособность и надежность деталей машин оценива­ются определенными условиями и показателями — критериями. Важнейшими из них являются: 1) прочность; 2) жесткость; 3) износостойкость; 4) виброустойчивость и др.

При расчете и проектировании деталей обычно используют один или два критерия, а остальные критерии удовлетво­ряются заведомо или не имеют практического значения для рассматриваемых деталей.

Технологичность. Технологичными называют детали и узлы, требующие минимальных затрат средств, времени и труда в производстве, эксплуатации и ремонте. Технологичность деталей обеспечивается: очерчиванием их простейшими поверхностями (цилиндри­ческими, коническими и др.), удобными для обработки меха­ническими и физическими методами;

применением материалов, пригодных для безотходной об­работки (давлением, литьем, прессованием, сваркой, лазерной и т. п.) и ресурсосберегающей технологии;

системой допусков и посадок и другими средствами и ме­тодами.

Детали и узлы машин должны быть конструктивно гиб­кими, т. е. приспособленными к гибкому автоматизированному производству (ГАП). Для этого их конструкции должны ха­рактеризоваться также высокой преемственностью и высоким уровнем стандартизации и унификации конструкционных эле­ментов, материалов, расчетов и технологий, возможностью «сращивания» систем автоматизированного проектирования и

производства и др.

Экономичность. При оценке экономичности учитывают затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и ре­монт.

Экономичность деталей и узлов достигается оптимизацией их формы и размеров из условия минимума материалоем­кости, энергоемкости и трудоемкости производства, за счет максимального коэффициента полезного действия в эксплуата­ции при высокой надежности; высокой специализацией про­изводства и т. д.

Эстетичность. Совершенство и красота внешних форм дета­лей, узлов и машины в целом существенно влияют на отношение к ней со стороны обслуживающего персонала.

Красивый внешний вид деталям, узлам и машине придают форма и внешняя отделка конструкции (декоративная по­лировка, окраска, нанесение гальванических покрытий и окисных пленок и т. д.).