logo search
Курс лекций по ДМ

§ 3. Износостойкость деталей машин

Общая характеристика процесса изнашивания. Мно­гие детали машин выходят из строя вследствие изнаши­вания — разрушения поверхностных слоев трущихся тел, при­водящего к уменьшению их размеров в направлении, пер­пендикулярном поверхности трения. Такие отказы связаны с потерей точности машин, приборов и инструментов, сни­жением коэффициента полезного действия машин, снижением прочности деталей из-за появления динамических нагрузок и уменьшения сечений, увеличением шума и другими не­гативными последствиями.

Износ вызывает существенное удорожание эксплуатации машин. Ежегодные расходы на поддержание и восстановле­ние действующего парка некоторых машин (например, ав­томобилей) соизмеримы со стоимостью годового выпуска новых машин.

Существенно, что при постоянных условиях трения протека­ние изнашивания (по стадиям) подобно зависимости интенсив­ности отказов деталей от времени наработки (см. рис. 16.1).

На первой стадии происходит приработка поверхностей кон­такта (разрушение наиболее «уязвимых» микронеровностей и образование «равновесной» шероховатости). Затем наступает период установившегося изнашивания (вторая стадия), харак­теризующийся минимальной интенсивностью изнашивания для заданных условий трения. И, наконец, наступает третья ста­дия - катастрофический износ и резкое уменьшение размеров сечения детали.

Виды изнашивания. Механизм разрушения поверхностного слоя различный из-за многообразия изменений, возникающих в контактном слое. Различают механическое (усталостное, абразивное), молекулярно-механическое, коррозионно-механи­ческое (окислительное, фреттинг-коррозия и т. д.) изнашивание. По характеру промежуточной среды различают изнашивание при трении без смазочного материала, изнашивание при граничном трении, изнашивание при наличии абразива. По ха­рактеру деформирования поверхностного слоя изнашивание может происходить при упругом и пластическом контакте, при микрорезании.

Абразивное изнашивание — распространенный вид повреж­дения поверхности деталей транспортных, дорожных, сель­скохозяйственных, горных и других машин, работающих в технологических средах, содержащих абразивные частицы.

Абразивное изнашивание является результатом срезания и пластического деформирования микронеровностей (шерохо­ватостей) твердыми посторонними частицами при относи­тельном перемещении сопряженных поверхностей. Эти частицы являются обычно минеральными и имеют неметаллические атомные связи, что и обуславливает сравнительную про­стоту физических процессов этого вида изнашивания. От­деление частиц при изнашивании происходит при однократном или многократном воздействии абразивного тела. В резуль­тате изнашивание идет в форме процесса микрорезания, либо в виде усталостного повреждения (малоциклового — при упругопластическом деформировании, собственно усталостно­го — при многоцикловом воздействии).

Для уменьшения абразивного изнашивания снижают уро­вень абразивного воздействия, повышают поверхностную твер­дость материалов деталей (закалкой, поверхностным пласти­ческим деформированием, напылением порошков карбидов).

Для предотвращения чрезмерного абразивного (механического) изнашивания ограничивают удельную мощность, рас­ходуемую на преодоление сопротивления в зоне контакта:

(16.5)

коэффициент трения (сопротивления) между контакти­рующими деталями; vck — скорость относительного скольже­ния; [w] — допускаемая мощность трения, [w] = 150 ~ 250 Н • мм/(мм2 • с) для шлицевых соединений и др.

Молекулярно-механическое изнашивание происходит при вы­соких контактных напряжениях в зоне сопряжения деталей из однородных материалов (зубчатых и гиперболоидных передач, резьбовых соединений и др.). Оно начинается с ло­кального пластического деформирования и разрушения окисных пленок на отдельных участках поверхности контакта, а за­канчивается молекулярным сцеплением (схватыванием) мате­риала этих участков деталей и последующим разрушением зон схватывания при относительном движении.

Процесс развития повреждений трущихся поверхностей деталей вследствие схватывания называют заеданием. Интен­сивность заедания увеличивается с ростом контактных на­пряжений (давлений), скорости относительного перемещения, температуры в зоне контакта и других факторов.

Для предупреждения схватывания на поверхности контакти­рующих деталей наносят защитные покрытия и окисные пленки, подают смазочный материал в зону контакта, по­вышают поверхностную прочность (твердость) деталей, огра­ничивают контактные напряжения и скорость относительного перемещения.

Расчеты на износ для предотвращения молекулярно-механического изнашивания ведут из условий

, (16.6)

где [σк] и [өк] — допускаемые контактные напряжения и тем­пература в зоне контакта.

При назначении значений [σк] и [ӨК] решающую роль играет предшествующий опыт проектирования подобных кон­струкций.

Коррозионно-механическое изнашивание наблюдается в ма­шинах и аппаратах, в которых трущиеся детали вступают в химическое взаимодействие со средой. Поверхность тре­ния деталей разрушается под действием двух одновремен­но протекающих процессов: коррозии и механического из­нашивания.

При вибрациях в условиях контакта металла с воздухом коррозионно-механическое изнашивание протекает в форме фреттинг-коррозии (от английского fret — подтачивать). В ре­зультате небольших циклических относительных смещений деталей разрушаются тонкие окисленные поверхностные слои металла, которые не удаляются из зоны трения и превраща­ются в абразивные частицы (черный порошок). Процесс окисления непрерывен на воздухе, поэтому разрушение но­сит прогрессирующий характер. Фреттинг-коррозия способству­ет разрушению заклепочных, прессовых, резьбовых, шлицевых и шпоночных соединений.

Для защиты от фреттинг-коррозии используют различные методы поверхностного упрочнения зон контакта, наносят мяг­кие гальванические покрытия, напыляют тефлоновые и ре­зиновые пленки и т. п.

В химически активных средах, в жидкостях и различных газах, где процессы коррозии протекают активно, коррозионно-механическое изнашивание деталей наносит существен­ный ущерб. Для предотвращения коррозионно-механического изнашивания применяют коррозионно-стойкие материалы.