logo search
Курс лекций по ДМ

§ 2. Уплотнения и устройства для уплотнения

Для обеспечения нормальной работы машин, при­боров и аппаратов необходимо часто предотвращать утечки рабочей среды (масла, газов и т. п.) и защищать их от про­никновения окружающей среды (воды, газов и т. д.).

С этой целью применяют уплотнения и уплотняющие устройства, которые можно подразделить на уплотнения для неподвижных соединений (деталей) и уплотнения и устройства для подвижных деталей.

Оценку эффективности уплотнения (герметичности) произ­водят визуально, течеискателями и т. д.

Уплотнения неподвижных соединений. К соединениям, под­лежащим уплотнению, относятся болтовые соединения корпу­сов аппаратов высокого и низкого давления, крышек редук­торов, двигателей и т. д. Их уплотнение достигается за счет деформации сжатия прокладок, колец и других уплотняющих элементов при затяжке болтов (рис. 28.2). Прокладки и кольца имеют различное поперечное сечение и форму в плане, соот­ветствующую форме стыка. Их изготовляют из листовых материалов (картона, паронита, асбеста, резины, алюминия, меди, стали и др.). Выбор материала для элемента произво­дят в зависимости от напряжения сжатия, исключающего утечку.

В некоторых случаях (при монтаже подшипников и т. д.) прокладки используют одновременно и в качестве регулиро­вочных.

Иногда для повышения герметичности прокладку (стык) предварительно промазывают краской, пастой или герметизи­рующей мастикой.

Уплотнение подвижных деталей. Наиболее часто на прак­тике возникает необходимость уплотнения выступающих из корпусов вращающихся хвостовиков валов. В узлах, где ра­бочая жидкость и масло не находятся под давлением, а окруж­ная скорость вала не превышает 5 — 7 м/с, применяют кон-