logo
Davydov / ШПОРЫ ГОТОВЫЕ ТД совсем

41. Методы прогнозирования технического состояния авиационной техники.

Основ­ной характеристикой качества контроля технического состояния яв­ляется вероятность обнаружения повреждений.

Основными диагностическими средствами неразрушающего конт­роля являются ультразвуковые и вихретоковые устройства, магнит­ные, порошковые и люминесцентные дефектоскопы и рентгенография.

Обоснованность выбора уровня контроля (осмотра) определяется: степенью влияния элемента на безопасность полета, доступностью контроля, критическим размером повреждения lкр, скоростью роста повреждения ∆l/∆N, предполагаемым сроком (налетом) to обнаруже­ния первоначального повреждения (lo), принятой периодичностью ТОиР. Следует учитывать и экономические критерии: трудоемкость контроля, стоимость средств контроля, повторяемость контроля в зависимости от парка самолетов, потребность в ангарных помеще­ниях.

Знание размеров и вероятности обнаружения повреждения эле­мента конструкции, которое может быть обнаружено в процессе ТОиР, является основой для реализации той или иной стратегии обслуживания планера (по ресурсу, по состоянию). Известно, что чем меньше размеры повреждения, которое может быть обнаружено с достаточной достоверностью, тем выше вероятность его обнару­жения в заданный период и тем больше интервалы между проведе­нием ТОиР могут быть приняты. Таким образом, в настоящее время основным признаком, характеризующим техническое состояние пла­нера, является отсутствие или наличие повреждения. Поэтому диаг­ностирование в основном сводится к проведению осмотров при вы­полнении ТОиР с использованием неразрушающих методов контро­ля.

Знание скорости распространения повреждения позволяет принять решение об установлении для данного элемента конструкции фиксированного ресурса либо, оценив живучесть конструкции, о возможности его эксплуатации по состоянию. Отсюда следует, что для конструкции, созданной по принципу фиксированного ресурса, образование трещины любой длины означает отказ. Для конструкции же, созданной по принципу безопасного повреждения, отказом будет считаться достижение трещиной критической величины lкр. Поэтому подход к формированию программы ТОиР планера и назначению пе­риодичности осмотров для этих двух типов конструкций будет раз­личным. Такая программа должна обеспечивать заданные уровни по безопасности полетов, эффективности использования самолета при ми­нимальных затратах на ТОиР.