logo search
Davydov / ШПОРЫ ГОТОВЫЕ ТД совсем

60. Критерии характеризующие контролепригодность авиационного гтд.

Оптимизация технического обслуживания двигателей при заданной надежности, больших ресурсах и низких эксплуатационных расхо­дах, при высоком уровне безопасности, регулярности и рентабель­ности полетов возможна только тогда, когда в эксплуатации име­ется рациональная система диагностирования технического состоя­ния двигателя, а его конструкция приспособлена к проведению диагностирования, т. е. двигатель обладает достаточной контролепригодностью.

Под контролепригодностью авиационного ГТД понимается обе­спеченная его конструкцией и оборудованием возможность полу­чения информации, необходимой для достоверной оценки исправности и состояния каждого экземпляра двигателя в условиях эксплуатации без его разборки и снятия со стенда или самолета.

Контролепригодность двигателя зависит от конструкций двигателя и планера самолета, поэтому достижение высокого уровня контролепригодности возможно лишь при непрерывной тесной взаимной связи процессов проектирования, доводки и эксплуатации двигателя с процессами разработки и внедрения в эксплуатацию методов и средств диагностирования. Это позволяет учесть в конструкциях двигателя и самолета возможность применения различных методов и средств диагностирования, обеспечивающих достоверное распознавание неисправностей, влияющих на безопасность полета, на ранней стадии их возникновения.

Конструкция двигателя должна обеспечить выявление следую­щих неисправностей на ранней стадии их возникновения и развития:

Выявление этих неисправностей в эксплуатации возможно пу­тем применения виброакустического, рентгенографического, визу­ально-оптического, пирометрического и газодинамического методов, а также с помощью спектрального анализа масла системы смазки и непрерывной регистрации и анализа комплекса параметров, нестационарных и переходных режимах в полете и на земле.

Характеристики контролепригодности, являющиеся функцией конструктивных и эксплуатационных факторов, представляют со­бой переменные величины, которые могут изменяться в определен­ных границах. Следовательно, свойством контролепригодности дви­гателя можно управлять. Отсюда следует, что значения показате­лей контролепригодности могут устанавливаться, обеспечиваться и оцениваться при проектировании, изготовлении и эксплуатации.