2.7. Топливо и его свойства
На всех судах (кроме атомоходов) для получения пара и горячей воды используют жидкое топливо органического происхождения, состоящее в основном из углеродистых и углеводородистых соединений. Химический анализ топлива показывает, что оно состоит из семи компонентов и его элементарный состав можно выразить формулой (если доли компонентов выразить в процентах)
С+H+S+N+O+A+W = 100 %, (4)
где С – углерод – 82÷86 % всего состава;
Н – водород – 10,5÷11,5 %;
S – сера – 0,5÷3,5%;
N – азот – 0,2÷0,3%;
О – кислород – 0,3÷0,5%;
W – влага (вода) – 1÷3% ;
А – зола – 0,1÷0,3 %.
Наиболее ценными составляющими жидкого топлива являются углерод и водород, так как вместе с частью серы они являются горючими элементами. Кислород служит окислителем, находится в соединении с горючими элементами топлива и поэтому уменьшает его теплоту сгорания (см. ниже). Азот топлива является его инертной составляющей, поэтому его включают в балласт.
Сера может быть разделена на горючую и негорючую, относится к вредным составляющим топлива по следующей причине. При горении топлива с серой получается двуокись серы SO2, часть которой окисляется, образуя высший окисел SO3. При этом в продуктах сгорания всегда имеются пары воды, которые образуют с парами SO3 пары серной кислоты H2 SO4. В случае, если температура стенки труб будет равна или меньше температуры конденсации этой смеси, эта смесь конденсируется на стенке и начнется коррозия стенки.
Зола топлива состоит из элементов, образующих негорючие минеральные соединения и золой принято считать остаток, получающийся от прокаливания топлива при 800°С.
Влага топлива является нежелательной примесью, так как не только уменьшается содержание горючих элементов, но и на ее парообразование (которое обязательно происходит) тратится часть теплоты сгорания топлива. От влаги топливо освобождается при сушке с температурой, немного превышающей 100°С.
Кроме элементарного состава к важнейшим характеристикам топлива относится теплота сгорания (высшая и низшая) и вязкость.
Высшая теплота сгорания топлива Qвp – количество теплоты, выделяющейся при полном сгорании 1 кг топлива при условии конденсации образующихся при сгорании паров воды. В реальных условиях, например при сгорании топлива в котле, стараются не допускать конденсации паров воды во избежание образования агрессивной серной кислоты. Поэтому на практике пользуются понятием низшей теплоты сгорания топлива Qнp – это количество теплоты, выделенной при полном сгорании топлива за вычетом теплоты конденсации паров воды, содержащейся в топливе.
К менее важным характеристикам, имеющим большое значение для топливоподготовки, перекачки и сжигания, относятся вязкость, температуры застывания, вспышки и воспламенения топлива.
Вязкость топлива оказывает существенное влияние на перекачку его по трубопроводам и качество распыливания через форсунки.
Вязкостью называется способность жидкости сопротивляться сдвигающим усилиям, т.е. чем больше вязкость жидкости, тем она менее текуча.
Вязкость чаще измеряется в градусах вязкости условной ВУ – это отношение времени вытекания 200 мл испытываемой жидкости через калиброванное отверстие диаметром 2,8 мм ко времени вытекания через то же отверстие такого же количества воды при температуре 20°С. С повышением температуры вязкость топлива снижается и качество распыливания подогретого топлива увеличивается. Поэтому топливо подогревается перед подачей в форсунки до температуры 70÷110°С (в зависимости от его марки), а для измерения вязкости топливо подогревают до температуры 50°С или 80°С. Например: мазут марки 40 имеет вязкость 40°ВУ при t=50°С, а моторное топливо подогревают до такой температуры, при которой его вязкость составляет 1,8÷2,5°ВУ. Для перекачки жидкого топлива его обычно подогревают до 40÷50°С.
Температура застывания – температура, при которой топливо перестает течь. Для судовых топлив диапазон температур застывания составляет –11°С÷ +36° С, что объясняется различным содержанием парафинов.
Температура вспышки – это минимальная температура при которой пары жидкого топлива вспыхивают при поднесении открытого пламени, но само топливо не воспламеняется.
Температурой воспламенения называется температура, при которой после вспышки топливо загорается с поверхности, и горение продолжается не менее 5 сек. Обычно температура воспламенения превышает температуру вспышки на 15÷25°С и более. Очевидно, что эти температуры (вспышки и воспламенения) характеризуют степень огнеопасности топлива и поэтому с точки зрения пожарной безопасности предпочтительны нефтепродукты с высокой температурой вспышки. К примеру, топочные мазуты имеют температуру вспышки 80÷90°С.
Различные сорта жидкого топлива и масло получаются при переработке сырой нефти, и топливо делится на тяжелое (темное) и легкое (светлое). К тяжелому топливу относится моторное топливо и мазут. К легкому – бензин, керосин и дизельное топливо.
Дизельное топливо (как впрочем, и бензин и керосин) получают как дистиллят при фракционной перегонке нефти.
Моторное топливо получают смешиванием дистиллятного топлива с остаточными продуктами переработки нефти – мазутами.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7