2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
Судовые паровые котлы принято классифицировать по следующим признакам:
по назначению – котлы бывают главные и вспомогательные;
по устройству – различают водотрубные (в трубах циркулирует пароводяная смесь) и газотрубные или огнетрубные, где продукты сгорания движутся внутри дымогарных труб, окруженных кипящей водой;
по циркуляции воды котлы могут иметь естественную и искусственную (принудительную) циркуляцию, которая обеспечивается специальным дополнительным насосом.
Поверхность, обогреваемая с одной стороны продуктами сгорания, а с другой стороны охлаждаемая рабочим телом (водой, пароводяной смесью или паром) называется поверхностью нагрева. В современном водотрубном котле вся поверхность нагрева образована трубками или змеевиками (испарительными или кипятильными, экономайзера, воздухоподогревателя, пароперегревателя).
Арматурой котла называется комплект приборов и устройств, обеспечивающий его бесперебойную работу. К арматуре котла относятся (рис. 14):
манометр, показывающий давление пара и на шкале которого красной чертой отмечено наибольшее допустимое давление в котле;
водомерные стекла (4), которых по правилам регистра должно быть два;
главный запорный клапан (2), через который отбирается пар из котла;
питательный клапан (3), через который при снижении уровня воды котел подпитывается дистиллятором;
предохранительный клапан (1), которых по требованию регистра должно быть два;
клапаны нижнего (9) и верхнего (на рис.не показан) продувания.
Горение топлива происходит в топке 6 (стрелками показан ход продуктов сгорания). Топливо в топку подается через форсунки 8, окруженные воздухонаправляющими устройствами 7.
Для улучшения использования теплоты продуктов сгорания паровой котел имеет дополнительные поверхности нагрева: воздухоподогреватель (для подогрева воздуха поступающего в топку), экономайзер (для подогрева питательной воды) и пароперегреватель (на рис. не показаны).
Паровой котел с дополнительными поверхностями нагрева называется парогенератором. Парогенератор (или парогенераторы, если их больше одного) в комплексе с обслуживающими его механизмами и устройствами (насосами, вентиляторами, подогревателями топлива) называется котельной установкой.
На морских судах котельные установки служат для обеспечения паром турбогенераторов (на судах с теплоутилизационным контуром), грузовых насосов (на танкерах), а также для других потребителей пара (отопление, хозяйственно-бытовые нужды, подогрев топлива, подогрев груза на танкерах). Такие котлы относятся к вспомогательным.
Если греющим агентом являются продукты сгорания ДВС или газотурбинной установки, котлы называются утилизационными.
Эксплуатационными показателями работы котлов являются площади поверхностей нагрева, паропроизводительность, водосодержание и КПД
Паропроизводительность котла D в значительной степени зависит от величины поверхностей нагрева и показывает, сколько т/час пара вырабатывает котел. Различают номинальную паропроизводительность и максимальную паропроизводительность, которая достигается в течение ограниченного времени.
Водосодержание показывает время, в течение которого испарится вся вода, содержащаяся в котле и представляет с собой отношение массового количества воды, содержащейся в котле, к его паропроизводительности. Современные котлы характеризуются малым водосодержанием (менее 0,3 ч.), поэтому их надежная работа обеспечивается только при условии автоматического регулирования подачи воды в котел.
Коэффициент полезного действия ( отношение того, что получено, к тому, что затрачено) котла представляет собой отношение количества теплоты полученного пара (или теплоты, использованной на парообразование) к теплоте сгоревшего топлива
, (3)
где D – паропроизводительность котла, кг/час;
– теплота каждого килограмма пара, Дж/кг;
В – расход топлива, кг/ч;
– низшая теплота сгорания каждого килограмма сгоревшего топлива, Дж/кг (см. раздел 2.7).
КПД вспомогательных котлов редко превышает 80 %, так как у них отсутствуют некоторые или все дополнительные поверхности нагрева. КПД главных котлов может превышать 96 %. Потери, сопутствующие работе котлов, распределяются следующим образом:
с уходящими продуктами сгорания – до 5÷25 %;
от химической неполноты сгорания топлива – до 5 %;
от механической неполноты сгорания топлива – до 4÷10 % (максимальную потерю имеют котлы, работающие на твердом топливе);
от лучеиспускания в окружающую среду – до 1 %.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7