logo
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

6.9.1. Механические передачи

В качестве главных судовых передач наибольшее применение получили зубчатые (редукторы). Преимущества зубчатых передач: относительно малая потеря переда­ваемой энергии, компактность, высокая надежность.

Недостатки: большой вес и высокая стоимость.

Конструктивное исполнение зубчатых передач. В судовых передачах, как правило, используют косозубое двухвенечное зубчатое зацепление, с противоположным наклоном зубцов (шевронное) (рис. 86). Такое зацепление имеет меньшую шумность и лучшую плавность в сравнении с прямыми зубцами. Угол наклона α = 25–45º.

Шестерни и обода колес делают цельноковаными из легированной стали. Ступицы колес изготавливают из углеродистой стали сварными или сварно­литыми.

Рис. 86. Зубчатая двухвенечная передача:

1 – шестерня; 2 – колесо

На рис. 87 показаны некоторые схемы зубчатых передач, используемые на морских судах.

Для понижения частоты вращения гребного вала используется схема, по­казанная на рис. 87, а; в некоторых случаях применяются, так называемые, сум­мирующие редукторы, в которых, кроме понижения частоты вращения также осуществляется сложение крутящих моментов двух главных двигателей и пере­дача полученного суммарного крутящего момента на гребной вал. Такая пере­дача позволяет использовать каждый двигатель в отдельности или оба двигате­ля одновременно (рис. 87, б).

а) б)

Рис. 87. Схемы зубчатых передач:

а – с одним главным двигателем и редуктором; б – с двумя главными двигателями и суммирующим редуктором; 1 – гребной вал; 2 – гребной винт; 3 – редуктор; 4 – главный двигатель