logo
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

3.2. Классификация и маркировка двс

ДВС классифицируется по следующим признакам:

1 – по роду рабочего цикла – подводом теплоты к рабочему телу при постоянном объеме, постоянном давлении и со смешанным подводом телоты (т.е. вначале при постоянном объеме, потом при постоянном давлении газов);

2 – по способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные, у которых цикл осуществляется за четыре последовательных хода поршня (за два оборота коленвала), и двухтактные, у которых цикл осуществляется за два последовательных хода поршня (за один оборот коленвала);

3 – по способу воздухоснабжения – с наддувом и без наддува. В 4-х-тактных ДВС без наддува цилиндр наполняется свежим зарядом (воздухом или горячей смесью) всасывающим ходом поршня, в 2-х-тактных ДВС-поддувочным компрессором с механическим приводом от двигателя. В ДВС с наддувом (их называют комбинированными) имеется турбокомпрессор, подающий воздух в двигатель при повышенном давлении;

4 – по способу воспламенения топлива – с воспламенением от сжатия (дизели) и с искровым зажиганием (карбюраторные и газовые);

5 – по роду применяемого топлива – жидкого топлива и газовые;

6 – по способу смесеобразования – с внутреннем смесеобразованием, когда топливовоздушная смесь образуется внутри цилиндра (дизели), и с внешним смесеобразованием, когда эта смесь готовится до ее подачи в рабочий цилиндр. Основные способы внутреннего смесеобразования – объемное, объемно-пленочное и пленочное;

7 – по типу камеры сгорания (КС) – с неразделенными однополостными, с полуразделенными (КС в поршне) и разделенными КС (предкамерные, вихрекамерные и воздушнокамерные КС);

8 – по частоте вращения коленвала n – малооборотные с n < 240 мин-1 , среднеоборотные 240 < n < 750 мин-1 , повышенной оборотности 750 < n < 1500 мин-1 и высокооборотные с n > 1500 мин-1;

9 – по назначению – главные, предназначенные для привода судовых движителей, и вспомогательные;

10 – по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра – над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями;

11 – по конструктивному исполнению кривошипного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные;

12 – по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V-образные, звездообразные.

Основными определениями являются следующие:

– ВМТ и НМТ, соответствующие крайним положениям поршня в цилиндре;

– ход поршня, т.е. расстояние между крайними положениями поршня;

– объем камеры сжатия (или сгорания), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;

– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем между мертвыми точками.

Для маркировки дизелей производства стран СНГ приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; D – двухтактный; DD – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; Н – с наддувом. Отсутствие буквы К в маркировке – двигатель тронковый.