Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов (газовозов) можно разделить на два основных типа. К первому типу относятся установки газовозов, перевозящих сжиженные газы при давлениях значительно превышающих атмосферное и положительных температурах. Ко второму типу относятся суда, перевозящие сжиженные газы при давлениях близких к атмосферному и низких температурах.
Грузовая система судов, перевозящих сжиженные газы при высоких давлениях и положительных температурах, состоит из ряда цилиндрических танков, каждый из которых оборудован следующими трубопроводами: жидкостным, начинающемся в нижней части танка, через который происходят погрузка и выгрузка; магистралью испарений – для отвода паров груза из верхней части танка к компрессору и конденсатно-струйным трубопроводом, используемым для: возврата конденсата в танк при его охлаждении впрыском через верхний распылитель, распыления части груза при погрузке с целью уменьшения давления в грузовом танке, аварийного сброса давления в танке, запрессовки танков при выгрузке.
Рис. 47. Принципиальная схема установки для повторного сжижения паров груза при перевозке газов при высоких давлениях и положительных температурах
При охлаждении грузовых танков система (рис. 47) работает следующим образом: по магистрали испарения, образовавшиеся в грузовом танке 1, поступают в теплообменник 2, в котором происходит их подогрев за счет теплообмена с теплым конденсатом, поступающим из конденсатора 4, одновременно теплообменник служит отделителем капель жидкого груза, уносимого парами из грузового танка. Перегретый пар из теплообменника отсасывается компрессором 6 и после сжатия поступает в кожухотрубный конденсатор 4. Учитывая возможность уноса масла из компрессора парами груза, на нагнетательном трубопроводе между компрессором и конденсатором устанавливаются маслоотделители, обеспечивающие высокую степень очистки паров. Конденсатор подбирается таким образом, чтобы он обеспечивал охлаждение паров до температуры конденсации, конденсацию и последующее переохлаждение конденсата. Переохлажденный конденсат поступает в теплообменник, где происходит его дальнейшее переохлаждение холодными парами груза, поступающими из грузового танка, после чего через регулирующий клапан 3 попадает в конденсатно-струйный трубопровод и возвращается в грузовой танк. При подаче в танк конденсат дросселируется и разбрызгивается в специальном устройстве с целью понижения давления и температуры до значений, соответствующих состоянию груза в танке.
Двухступенчатые холодильные установки, применяемые на газовозах, позволяют обеспечить перевозку груза при давлениях близких к атмосферному и температурах до – 1000 С. Двухступенчатая схема повторного сжижения и охлаждения паров груза с однократным дросселированием показана на рис. 48.
Рис. 48. Двухступенчатая схема повторного сжижения и охлаждения паров груза
В этом случае пары отбираются из верхней части грузового танка 1 и поступают в теплообменник 2.
Происходит перегрев насыщенных паров. Греющей средой в теплообменнике является конденсат груза, поступающий после межступенчатого охладителя 4. Перегретый пар всасывается компрессором ступени низкого давления 3. С целью снижения температуры на всасывании компрессора ступени высокого давления 5, после компрессора ступени низкого давления устанавливается промежуточный межступенчатый охладитель. Температура паров, движущихся через него, снижается примерно на 40 – 500 С. Охлаждение происходит за счет теплообмена с конденсатом, поступающим из конденсатора 6. После межступенчатого охладителя пар сжимается в компрессоре ступени высокого давления. Горячие пары груза при давлении около 1,5 мПа поступают в конденсатор, где после охлаждения до температуры конденсации конденсируются, затем конденсат переохлаждается до температуры примерно на 50 С превышающей температуру забортной воды. Проходя через межступенчатый охладитель конденсат подогревается, а затем в теплообменнике 2 снова охлаждается холодными парами, отбираемыми из грузового танка. Проходя через регулирующий клапан, жидкость дросселируется и холодная парожидкостная смесь по конденсатному трубопроводу возвращается в танк.
Для перевозки сжиженных газов, температура которых при давлении близком к атмосферному принимает значения ниже – 100 0С, применяются каскадные системы охлаждения (рис. 49).
Рис. 49. Каскадная схема повторного сжижения и охлаждения паров груза
В нижней части каскада работает одноступенчатый компрессор 2, который засасывает пары груза из танка 1 и подает их в конденсатор-испаритель 3, где происходит их конденсация и переохлаждение за счет теплообмена с кипящим холодильным агентом. Сконденсировавшиеся пары груза поступают к регулирующему клапану, дросселируются, а затем по конденсатному трубопроводу через разбрызгивающее устройство возвращаются в грузовой танк. В верхней части каскада, как правило, используется холодильная установка, работающая на холодильном агенте среднего давления (хладон-22, 13В1, 134а). Компрессор верхней части каскада 4 через маслоотделитель 5 нагнетает пары хладагента в кожухотрубный конденсатор 6, где за счет теплообмена с охлаждающей забортной водой пары конденсируются, и образовавшийся конденсат переохлаждается. Жидкий хладагент поступает в ресивер 7. По мере необходимости жидкий хладон из ресивера, дросселируясь в регулирующем клапане, поступает в грузовой конденсатор, где за счет его кипения в трубах охлаждаются и конденсируются пары груза, нагнетаемые в межтрубное пространство компрессором нижней части каскада. Испарившийся хладагент отсасывается компрессором верхней части каскада. При необходимости можно применять как в верхней, так и в нижней частях каскада двухступенчатые холодильные машины.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7